В Госдуме сейчас находится проект федерального закона, который кардинально изменит жизнь более 300 тысяч представителей коренных малочисленных народов (КМН). Рождался этот правовой акт тяжело, было сломано немало копий. Ожесточенно спорили буквально обо всем, вплоть до названия: несколько лет говорили о реестре КМН, теперь речь идет об учете граждан. Кто в него попадет? Как войти и можно ли выйти из этой системы? За разъяснениями по этим и многим другим вопросам "НацАкцент" обратился к статс-секретарю – заместителю руководителя Федерального агентства по делам национальностей АННЕ КОТОВОЙ.
— У этого законопроекта действительно сложная история, он — результат долгой и кропотливой работы нашего Агентства. При разработке законопроекта нам необходимо было учесть множество аспектов, одновременно основываясь на действующем законодательстве о гарантиях прав коренных малочисленных народов, его принципах и правоприменительной практике субъектов Российской Федерации. Мы использовали правовые механизмы из различных отраслей и предусмотрели некоторые новеллы.
— Какова основная цель законопроекта?
— Ответить на вопрос "КТО?". Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" дает понятие коренных малочисленных народов, но не отвечает на главный вопрос: а кто этот гражданин, который относится к коренным малочисленным народам, как его определить, как его идентифицировать? Отсюда и множество проблем, которые возникают в правоприменительной практике.
— Очень много было нареканий к авторам законопроекта. Ну, например: "Нас хотят лишить национальности!", "Не важно, что мы больше не в тундре и не живем охотой, все равно мы — представители коренных народов, и имеем право в свой отпуск приехать на родовые угодья и иметь все преференции, положенные коренным".
— Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" определяет признаки коренных малочисленных народов. Это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни и хозяйственную деятельность, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Применительно к конкретному гражданину в нашем законопроекте используются три из них: этническая самоидентификация, проживание в местах, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации № 631-р, и ведение традиционных образа жизни и хозяйственной деятельности КМН. Вне зависимости от места жительства и рода деятельности гражданин, относящий себя к коренным и имеющий документы, содержащие сведения о его национальности или национальности его предков, сможет представить сведения о себе и быть включенным в список граждан, относящихся к коренным малочисленным народам. Если же этот гражданин живет в местах традиционного проживания КМН и (или) ведет традиционные образ жизни и хозяйственную деятельность, в списке будут учтены и эти его характеристики.
— Но ведь по Конституции каждый гражданин сам определяет свою этническую принадлежность безо всяких подтверждений, а Вы предлагаете подтверждать и опираться на документы фактически еще советского времени, где была зафиксирована этническая принадлежность?
— Мы не ставим под сомнение незыблемые конституционные принципы. Включение в список будет осуществляться только по инициативе самого гражданина. И да, это будут в том числе документы советского времени. В семьях коренных очень бережно хранятся такие документы. Однако и в некоторых современных официальных документах имеются сведения о национальности, например, в выдаваемых органами ЗАГС свидетельствах о рождении или заключении брака, в военном билете.
— А если был потоп или пожар и все уничтожено?
— В законопроект включен широкий перечень документов, содержащих сведения о национальности. Гражданин сможет представить не только свои документы, но и документы родственников, подтвердив при этом родство, архивные документы и материалы. При этом совсем не обязательно будет представлять оригиналы или нотариально заверенные копии, проект предполагает возможность заверения представляемых копий любым из предусмотренных российским законодательством способов.
— 316 000 представителей коренных народов потянутся с фотографиями дедушек-бабушек и заверенными копиями документов в ФАДН! А это не парализует работу агентства?
— ФАДН максимально широко откроет свои двери. Мы будем использовать возможности многофункциональных центров и Единого портала государственных муниципальных услуг. К тому же наш законопроект содержит новеллу, ранее не используемую ни в одном правовом акте, — возможность представления документов так называемым "коллективным заявителем" — общиной коренных малочисленных народов в отношении ее членов с их письменного согласия.
— Бывали случаи, когда в такие общины входили представители кавказских, славянских и других уважаемых, но отнюдь не малочисленных народов. Как будете поступать в этом случае?
— Представление общиной сведений о своих членах не исключает представление документа, содержащего сведения о национальности. Мы исходим из необходимости упрощения порядка представления документов для граждан, проживающих в труднодоступных местностях или ведущих кочевой образ жизни, для тех, кто в силу обстоятельств не имеет доступа к "точкам" предоставления государственных услуг. Поэтому и родилась идея наделить общины правом представлять нам документы о своих членах.
— То есть, если у человека не сохранились никакие старые документы и в архивах тоже ничего, то достаточно будет свидетельства так называемых "понятых" из общины?
— Никакие показания "понятых" мы принимать не будем. Это была бы коррупционно емкая норма. Несмотря на то, что практика доказывания в суде своей этнической принадлежности воспринимается крайне негативно, многие граждане обращались в суды. И судебный акт об установлении факта принадлежности к коренным малочисленным народам тоже может быть основанием для включения в список лиц, относящихся к коренным малочисленным народам. Мы не собираемся подменять собой судебную систему. Если гражданин считает, что ему проще и удобнее обратиться в суд, чем воспользоваться нашей государственной услугой, то он всегда вправе это сделать.
— Сколько будет стоить эта государственная услуга и сколько времени будет занимать постановка на учет?
— Она будет оказываться бесплатно. Предполагается, что общий срок предоставления государственной услуги будет равняться 30 дням. Но предусмотрена возможность увеличения срока до 180 дней при необходимости направления запроса по месту жительства гражданина. Человека при этом обязательно уведомим, указав предельный срок ожидания.
— А не легче ли было бы вернуть графу "национальность"?
— Такое предложение звучало неоднократно. Мы его не поддерживаем. Но даже в случае его реализации потребовалось бы, тем не менее, решить вопрос об источнике сведений о национальности гражданина, установить процедуру. Наш законопроект решает обе задачи без вмешательства в нормы, затрагивающие права существенно более широкого круга лиц, нежели КМН.
— Много лет говорили про реестр КМН, а теперь в законопроекте вдруг "система учёта". В чем принципиальная разница?
— Принципиальной разницы нет. Реестр предполагает другую структуру сведений внутри этого ресурса. Кроме того, мы знаем примеры, когда какая-то группа граждан, в отношении которых ведется реестр, делятся на "реестровых" и "нереестровых". Не хотелось, чтобы среди коренных произошла такая сегрегация.
— Давайте подробнее поговорим про "три галочки" системы учета.
— Первая – я чувствую себя представителем коренного малочисленного народа и имею, например, свидетельство о рождении или другой документ где указана этническая принадлежность, в том числе родственников.
— Если принести документ, что прабабушка была ненка, этого будет достаточно?
— Достаточно. Вторая "галочка" — проживание в местах, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации № 631-р. Сведения о регистрации гражданина по месту жительства мы планируем получать от органов внутренних дел.
— Есть вопрос о справедливости, который возникает последние 15-20 лет: в одном селе живут ханты и русские, ведут абсолютно одинаковый образ жизни, но когда приходит время ловить рыбу, то русскому можно только согласно купленной лицензии и в строго отведенные сроки, а хантам круглогодично без ограничений только потому что они ханты.
— У нашего законопроекта иные цели. Но ответ на данный вопрос есть. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены права и преференции для граждан, проживающих на тех же территориях и ведущих такой же традиционный образ жизни, как и коренные, либо часть из них. Так сделали, например, на Ямале. Кстати, на Ямале действует система учета, включающая в себя сведения о гражданах, которые получают поддержку в связи с введением традиционного образа жизни, традиционных видов деятельности.
— А третья "галочка" учета коренных народов о чем?
— Ведение традиционного образа жизни.
— По этому поводу часто слышны обвинения от представителей коренных, мол, власти хотят вернуть нас в каменный век, чтобы мы вместо ружей охотились с гарпунами…
— Нам бы хотелось переломить эту позицию. Я с ней категорически не согласна. Мы будем учитывать осуществление либо не осуществление традиционных видов хозяйственной деятельности. Здесь все прозрачно, эти виды деятельности определены Правительством. При этом речь не идет о том, чтобы контролировать, какие виды деятельности с использованием каких орудий осуществляются. Мы ни в коем случае не должны воспринимать представителей коренных народов как какой-то фольклорный элемент или музейный экспонат. Это живые народы, которые, как все российское общество, развиваются. В перечне традиционных видов хозяйственной деятельности говорится о том, ЧТО делается, а не КАК.
Естественно, промышленный лов, или промышленная добыча морских биологических ресурсов с трудом могут быть отнесены к традиционным видам деятельности. Традиционные виды хозяйственной деятельности – это в первую очередь неистощительное природопользование.
— Какие еще новации есть в законопроекте?
— Преемственность сведений. Например, если отец семейства, представляет о себе сведения, как представитель коренного малочисленного народа, то его детям, внукам и их потомкам подтверждать национальную принадлежность больше не нужно. Нужно будет лишь подтвердить родство. Фактически граждане, которые представят сведения о себе в самом начале работы нашей системы учета, закладывают возможность для своих потомков пользоваться этой системой в упрощенном порядке.
— Будет ли организована какая-то информационная компания, чтобы представители коренных малочисленных народов узнали о всех деталях постановки на учет?
— Да, конечно! Помимо возможностей Агентства мы надеемся на наших партнеров – Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока, у которой есть отличная региональная сеть. Рассчитываем на общественные организации и органы власти субъектов.
— Была ли апробация этого законопроекта в каком-то из регионов?
— Нет, законопроект не так давно поступил в Думу.
— Будет?
— Надеюсь. Регион пока не определен, а желающих много. Уже сейчас в законопроекте заложен двухлетний переходный период, во время которого система учета будет наполняться информацией. После этого будет введен запрет для органов власти требовать от гражданина представление других документов, если сведения о нем есть в системе учета КМН.
Беседовала Маргарита Лянге.
Тэги