Ученые Томского государственного университета впервые обнаружили в арктической зоне Ямало-Ненецкого автономного округа оазисы с травами и кустарниками в местах активного таяния мерзлоты. Об этом сообщает пресс-служба вуза.
До этого места с повышенной биологической продуктивностью растительности изучали только в высохших озерах хасыреях.
"Вблизи поселка Сёяха мы обнаружили бугры с мелкими озерами между ними, покрытые буйной растительностью, с максимумами урожая трав выше, чем в хасыреях", – сообщил старший сотрудник лаборатории "БиоГеоКлим" ТГУ Сергей Лойко.
Как выяснилось, изменения климата в тундре произошли из-за таяния подземного льда и последовавшего неравномерного проседания почвы.
По мнению ученых, подземный лед был задет, когда в этих местах копали карьеры для добычи песка. Нарушенная вечная мерзлота в процессе таяния начала отдавать содержавшиеся в глубоких слоях минералы почве. Это привело к активному прорастанию семян злаков и разнотравья, которые разнесли по тундре ветер и животные – в оазисах появились ромашки, полярные маки, одуванчики, несколько видов полыни, злаков, осоки, хвоща, ивы.
Ученые считают, что локальные оазисы не представляют большой опасности для климата тундры, поскольку местная фауна хорошо адаптирована к воздействию постоянных умеренных нарушений, связанных с влиянием мамонтовой фауны.
Обнаруженный феномен также говорит о том, что даже в условиях краткого вегетационного периода есть возможность получения богатого урожая травы и кустарников с целью использования их в качестве кормов для животных.
По мнению ученых, подобные точечные нарушения способны стимулировать расширение флоры и разнообразить фауну – в ближайшие годы в арктической зоне могут появиться животные, для которых данная среда обитания не считается типичной.
Ранее ученые пришли к выводу, что смена климата повлияет на обитающих в тундре северных оленей: их численность снизится, но это сделает популяцию более стабильной и стойкой.