Законопроект о добровольном изучении национальных языков принят в окончательном чтении

Законопроект о добровольном изучении национальных языков принят в окончательном чтении  эксклюзив

 
 
 
 
Этот материал в сюжете: Национальные языки в школах
25 июля 2018 в 12:00

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении законопроект о добровольном изучении национальных языков в школах. Заседание состоялось 25 июля.

"За" проголосовали 388 депутатов, против — двое.

"Дети не обязаны будут изучать в качестве одного тот язык, который для них не является родным, — сказал в своем выступлении председатель Комитета ГД по образованию Вячеслав Никонов, — Мы фиксируем обязательность изучения родного языка в Федеральных государственных образовательных стандартах. Это начало большого пути, который должен привести к усилению внимания государства к проблеме родных языков".

Он подчеркнул, что нужно создать образовательные программы по максимальному количеству родных языков, разработать концепцию преподавания и обеспечить учебный процесс профессионально написанными учебниками. Это потребует "серьезного бюджетного финансирования", не только регионального, но и федерального, считает Никонов.

Член комитета Гаджимет Сафаралиев отметил, что в первоначальном варианте законопроекта говорилось о добровольном изучении родного языка. "Это противоречило Конституции, так как государственные языки республик и родные языки обязательны к изучению, — подчеркнул он, — Это было учтено ко второму чтению".

Сафаралиев добавил, что главное проблемой было отсутствие возможности выбрать русский язык в качестве родного. Из-за этого "зачастую происходили перекосы", когда человека заставляли изучать неродной для него язык, что приводило к недовольству части граждан, сообщил он.

"Самое главное в этом законе то, что он не носит запретительного характера. Это закон, разрешающий свободно выбирать язык обучения. Родители или законные представители школьника выбирают тот язык, который считают нужным для ребенка", — заключил он.

На заседании еще раз подчеркнули, что национальные языки не переходят в факультативную часть образовательного процесса и остаются в обязательной части учебных планов.

В первом чтении законопроект был принят 19 июня, во втором — 24 июля. Против первоначальной версии закона выступили в Татарстане, Кабардино-Балкарии, Чечне, Калмыкии, Северной Осетии. Часть национальных активистов в республиках утверждают, что переход на добровольную основу повлечет за собой утрату национальной культуры. Подробнее о ситуации — в сюжете "НацАкцента".

Материалы по теме:
3532