Футбол, как известно, — это простая игра, в которой 22 игрока пинают мяч 90 минут, а в конце побеждают немцы (правда, не на этом Чемпионате). Но у народов России огромное разнообразие вариантов этой игры. Например, можно играть на болоте, обязательно в сарафане, ночью, игра руками считается, а мяч может быть мягкий и вообще не мяч, а сыр!
Саамский футбол — один из туристических брендов Мурманской области. Раньше в него играли только женщины, но сейчас к игре допускают и мужчин. Правда им приходится надевать длинные сарафаны. Команды по пять человек играют мячом, сшитым из оленей шкуры. Площадкой обычно становится болото с кочками. В таких непростых условиях мяч нужно вкатить в ворота противника, но есть и бонусы: можно прятать мячик под подол сарафана.
Русская игра кила (ударение на последний слог) сейчас переживает второе рождение. В России есть Федерация килы, которая популяризует эту старинную игру и даже проводит чемпионаты. Мяча в киле можно касаться не только ногами, но и руками, игрокам не возбраняется применять элементы силовых единоборств.
"В зимнюю пору по вечерам на улицах больших деревень играли мячем. В этой игре принимали участие как молодые, так и довольно пожилые уже поселяне. Мяч делался из кожи, туго набитой куделей или мохом, и всегда значительной величины. Игравшие мячем разделялись на две партии, действовавшие одна против другой. Мяч пинали ногами, хватали его в руки, и, нередко бегали с ним, пока не встречали сопротивления с той или другой стороны игроков, которым хотелось одолеть свою противную сторону всевозможными манерами, догнать мяч до условленного места, которых было два: на том и другом конце пространства, представлявшего поприще это игры мячем", — писали в 1867 году "Вологодские ведомости".
Есть ещё детская игра — попинуха. Для неё шили из лоскутов специальный мячик диаметром до 20 см. Мячик набивали тряпками, куделью, опилками, а в середину всегда клали какой-нибудь звучащий предмет. Суть игры заключалась в том, что один игрок, качаясь на качелях, старался отбить ногой мяч, который ему накидывали остальные игроки. Те в свою очередь, старались поймать отбитый мяч, пока он не коснулся земли. Игрок поймавший мяч, занимал место на качелях.
Марийцы для игры мече дене модмаш (катание мяча) валяли мяч из коровьей шерсти. На ровной площадке вырывали в земле ямку диаметром и глубиной чуть больше мяча. Игроки по очереди катили по земле с отмеченного чертой расстояния (3-7 м) мяч в ямку. Кидать сразу в ямку было нельзя, хотя бы половину пути его нужно было катить по земле. Попадавшему начисляли одно очко и давали возможность катить мяч еще раз. После промаха мяч переходил к следующему игроку. Побеждал тот, кто первым наберет условленное количество очков.
В Чечне играли в "спорт королей" — конное поло. Мячом служила войлочная шапка, набитая травой, а вместо ракеток использовали пастушьи палки из березы. Игра в основном происходила в лунные ночи. Игроки делились на две команды. Старший бросал мяч вдаль, и обе партии бросались его искать. Партия, нашедшая мяч, стремилась привести его к центру поля, а команда противников ей препятствовала.
Похожая игра — кок бору — есть у алтайцев. Только вместо мяча обычно использовали тушу взрослого козла весом 30-40 кг без головы, копыт и нижних частей ног. Цель игроков — мчась на галопирующей лошади, поднять с земли или отобрать у соперника тушу козла и на скаку закинуть ее в ворота противника. Ворота устраивали в виде конуса из земли и дерна и называли той казан — "праздничный котел".
Еще одна из чеченских игр напоминала современное регби. Мячом в ней служила головка сыра, завернутая в кожаный мешок. Причем свой мешок был у обеих команд. По сигналу судьи одна команда пыталась отнять сыр у другой и принести оба мешка в условленное место. В борьбе допускались любые приемы. Можно было даже поднять и нести противника, если у него был мешок с сыром.
Вот так развлекались наши народы в свободное время. Они знали, что в футбол можно играть где угодно, чем угодно, в любой форме и в любом составе. Главное, чтобы было весело!
Тэги