До пенсии далеко, на пенсии - нелегко эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 5
(Голосов: 4)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
До пенсии далеко, на пенсии - нелегко

Грядущее повышение пенсионного возраста – одна из самых горячих тем этого лета. Противники реформы утверждают, что более чем в половине российских регионов средняя продолжительность жизни на данный момент меньше, чем будущий пенсионный рубеж, а следовательно, в скором времени существенная часть наших сограждан будет вынуждена работать в буквальном смысле слова до гробовой доски.

Сторонники изменений возражают оппонентам: в современном обществе само понятие "старость" изменилось, в 55-60 лет человек еще полон энергии и к внукам и огородам морально не готов. А раз люди и так продолжают вести активную трудовую жизнь, почему бы не снять с пенсионной системы, которая из-за общего "старения" населения трещит по швам, дополнительную нагрузку?

Старость нынче действительно сильно "помолодела": в Сибири ещё 50–70 лет назад термин "старик" применялся к людям, достигшим 45–50‑летнего возраста.

До пенсии далеко, на пенсии - нелегко

Женив старшего сына, крестьянин сам себя считал дедом и перебирался вместе с бабулей в отдельное помещение. Впрочем, это не мешало им родить потом ещё двоих-троих, а то и больше детей.

Хотя в некоторых районах нашей страны половая жизнь после пятидесяти не поощрялась и даже считалась грехом. В русских деревнях пожилые традиционно приравнивались к детям – "старый, что малый". Они донашивали одежду с чужого плеча, не имели права на новое платье в праздники, мужчины ходили часто не в штанах, а в подштанниках и не подпоясывались.

Если про совершеннолетие говорили "войти в года", то про преклонный возраст – "вышел из лет". А ещё существовало выражение "чужой век заедает", означавшее, что человек несправедливо пользуется и так малочисленными благами семьи. Но, с другой стороны, именно старикам приписывались особые сакральные и магические знания, дающие способность взаимодействовать с потусторонними силами. Отсюда почитание старцев и знахарей, которые редко были людьми молодыми.

В городе напоминание пожилому человеку о грядущей смерти считается в высшей степени бестактным, а в деревне до сих пор беседы о скорой кончине, пошив "смерётной одежды", изготовление гроба впрок – неотъемлемая часть жизни. К переходу в мир иной традиционно было принято готовиться основательно и заранее.

Честные мужчины

До пенсии далеко, на пенсии - нелегкоОсобое почтение преклонному возрасту оказывали казаки. В положении "Об общем управлении станиц казачьих войск" сказано: "Станичный атаман обязан наблюдать за тем, чтобы казаки уделяли должное внимание и уважение старшим". Пенсионеры не занимали официальных должностей в структуре народного самоуправления, но играли важную роль в формировании общественного мнения и могли оказывать влияние на решения, принимаемые станичным сбором.

А на Кавказе и сегодня практически в каждом селе существует Совет старейшин, в который входят самые авторитетные жители, выбираемые на специальном собрании всеми взрослыми мужчинами аула.

Такой совет контролирует повседневные вопросы – от обустройства дорог и срока начала полевых работ до разбора мелких правонарушений и разрешения семейных конфликтов. У рутульцев, населяющих высокогорную часть южного Дагестана, основной критерий выбора старейшин – безупречная репутация, их называют "марц арамтал", что в переводе означает "честные мужчины".

Чеченцы для своих аксакалов привозят издалека особые камни, обрабатывают их вручную и устанавливают на площади. Сесть на такое место постороннему – значит продемонстрировать высшую степень невежества.

Уйти, чтобы вернуться

Казак Борис Кузнецкий, в 1756 г. побывавший в плену у чукчей, рассказывал, что народ жил тогда стойбищами, а во главе каждого стоял вождь – умилык, сильнейший мужчина племени. Однако важные решения, например, о заключении мира или начале войны с соседями, он не принимал без совета с самыми старшими членами общины. Впрочем, до преклонного возраста чукчи доживали редко. Став неспособным к самостоятельному промыслу, пожилой или больной член семьи просил ближайших родственников лишить его жизни. Принявший добровольную смерть, подобно павшему в битве воину, попадал в верхний мир, а скончавшийся от недуга – в нижний.

Чукчи свято верили – душа бессмертна, и если родственник умер правильно, то он вскоре вернётся в семью в обличье новорождённого.

Хотя в прошлом общество в стороне не оставалось, оказывая осиротевшим пожилым людям всю возможную помощь и поддержку, в большинстве культур забота о стариках всегда считалась прерогативой детей и внуков.

Дома престарелых и пенсии как таковые – изобретение сравнительно новое. Впрочем, как и пенсионный фонд, отчисления в который мы, в отличии от наших предков, платим на протяжении всей трудовой жизни. 

До пенсии далеко, на пенсии - нелегко

Тэги
Поделитесь статьей