Среднестатистический россиянин о народе манси знает немного. Исключение составляют, пожалуй, любители приключений и неразгаданных тайн. Одна из самых загадочных трагедий 20 века – гибель группы Дятлова – произошла на земле манси. Одна из многочисленных версий причин мистической истории гласит, что екатеринбургских студентов "покарали" духи предков манси за то, что туристы осмелились потревожить Гору мертвецов - Холат Сяхыл, на которой и находится злополучный перевал.
Прославил манси и писатель Алексей Иванов, описав в романе "Сердце пармы" набеги вогулов на зырянские земли.
Когда-то манси жили на Урале и его западных склонах, но славянские и зырянские племена в XI – XIV веках вытеснили их в Зауралье. Наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с предприимчивыми и бойкими новгородцами, относятся к XI веку. С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русских становится все больше и в конце XVII века их численность на исконных землях манси превысила численность аборигенов. Манси постепенно переселялись на север и восток, частично ассимилировались, а в XVIII веке массово приняли христианство.
Сегодня манси вместе с ближайшими родственниками – хантами – проживают на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Ма́нси (меньдси, моансь; устаревшее — вогу́лы, вогуличи) — коренной малочисленный народ Севера и Сибири. Родной язык - мансийский, сейчас около 60 % используют как основной русский язык. Общая численность по переписи 2010 года – 12 269 человек. Этноним "манси", что на мансийском означает "человек", является самоназванием народа. Называя себя, манси обычно прибавляют и название местности, откуда происходит данная группа: например, сакв маньсит – сагвинские манси.
Мансийский язык принадлежит к обско-угорской группе уральской языковой семьи и имеет несколько диалектов: сосьвинский, верхне-лозьвинский, тавдинский, однакондинский, пелымский, вагильский, средне-лозьвинский, нижнее-лозьвинский.
Письменность у манси появилась достаточно поздно – в 1931 году – и на первых порах основывалась на латинском алфавите, но уже с 1937 года перешла на кириллицу.
Чтобы ворона не нагадила…
Несмотря на то, что письменности манси нет и ста лет, манси могут похвастаться весьма богатым фольклорным и поэтическим наследием. На перечисление жанров устного народного творчества народа уйдет немало времени. Тут и героические, сатирические, "медвежьи", лирические, призывные песни, и клятвенные речи, и заклинания, и загадки, нравоучения и запреты, пословицы и поговорки, сказки на все случаи жизни, включая особенные – шаманские. Все это, как водится,передавалось из поколения в поколение. И рассказывались не абы как, не походя и случайно, а "тематически-корпоративно". Устраивали манси вечера сказок только зимой, приблизительно с середины ноября и до середины марта. В это время на улице делать нечего: там мороз, и все домочадцы собираются дома.
Ну, а что делать долгими зимними вечерами? Конечно, общаться, причем интересно и с пользой.
Манси собирались вместе в определённом доме. Женщины приходили с рукоделием – шили, плели из бисера, делали нитки из сухожилий оленя. "Светские" вечера проходили в теплой непринужденной атмосфере. Топился очаг, вокруг собирались дети, которые видели, как серьезно и с какой любовью относились к этим вечерам взрослые.Было принято рассказывать сначала детские сказки, затем сказки для взрослых.
А вот весной на сказки накладывалось вето. О них "забывали" с того момента, когда прилетала первая ворона, и до тех пор, пока птицы не улетят на зимовку. Существовало поверье: если кто-либо нарушит этот запрет, то голова его покроется паршой. Так и говорили: "Ворона нагадит ему на голову". Ворона тут, конечно, ни при чем: не будет она гадить на голову манси, даже если он сказочник и мечтатель. Просто в это время любой мечтатель превращается в работягу. Дни становятся длиннее и теплее, начинаются весенние работы – до сказок ли тут? К счастью, песни и загадки можно было слушать в течение всего года, ведь малые по объёму жанры не отнимают у тружеников много времени, а наоборот, поднимают настроение.
Несмотря на то, что в 18 веке манси стали христианами, они и в 21 веке сохраняют свои традиционные верования. Шаманизм и культ духов-покровителей, предков и медведя – общеизвестный факт о манси.
Шаманские войны
Наиболее таинственным обрядово-магическим жанром являются шаманские сказки, смысл и цели которых скрыты от большинства слушателей при помощи своеобразного "сказочного кода". По мнению исследователей, наличие в сказочных текстах недомолвок и умолчаний, а также своеобразного кода, с помощью которого рассказчик намеренно затрудняет понимание своего сообщения, объясняется тем, что шаманская сказка имеет тайный сокрытый смысл и скорее укрывает, чем обнаруживает свое содержание. Первоначально сказка рассказывается автором-шаманом. Таким образом, он слегка хвастается своими шаманскими успехами, львиную долю которых относит на счет духов, а также стремится изменить свои шаманские дела к лучшему. Считается, что шаманы одного рода могли воровать друг у друга родовых духов. В случае "покражи" обворованный ослабевал, мог смертельно заболеть или вовсе потерять шаманские способности. Рецептом от "недуга" как раз становилась сказка.
У манси считается, что шаманы различных родов ведут тайные духовные войны. Сражения происходят во время сна или камланий. Проигравший умирает. Мощнейшим оружием против сильного противника, по мнению манси, является сказка, в которой шаман с помощью кода описывает свою "духовную брань". И если в ней он одолевает-таки противника, пока еще не побежденного, то и в реальности победа будет за ним. Чем сильнее слушатели сопереживают сказочному герою, тем выше его шансы на победу.
Отрываясь от "автора", пересказанная другими сказителями, сказка пополняет собою духовную копилку народа: с ее помощью наставляют, просвещают или просто развлекают слушателей.
Медведь-батюшка и ворон-голубчик
Манси больше охотники, чем оленеводы, поэтому и центральным праздником и одним из самых интересных культурных явлений манси и хантов являются Медвежьи игрища. Это сакральное действие сохраняется в веках и несет в себе особый смысл. Согласно мифологии, у Торума, главного бога обских угров, было семь сыновей. Один из них — медведь. Медведь так же, как человек, ловит рыбу, охотится, собирает ягоды. Когда человек умирает, его кладут в гроб с отверстием и закапывают в землю. На что это похоже? Правильно – на медвежью берлогу.
Блогер Ирина Порунова, пишущая о манси, "расшифровывает" известную сказку "Три медведя" на мансийский лад. "Это ничто иное, как вариация древнего мифа, объяснявшего славянским и сибирским племенам происхождение людей. Один из вариантов мифа повествует о том, что женщина зачала с медведем и родила на свет медвежонка, которого убил его человеческий брат, родившийся у той же женщины, но от отца-человека. И вот, умирая, медведь учит людей, как правильно его хоронить…"
Медвежий праздник длится несколько дней: провожают его долго, как почетного гостя. Когда едят его мясо, часто подражают крикам воронов: чтобы медведь не подумал, что в его смерти виноваты люди. Лица празднующих скрывают берестяные маски с длинными носами: в них играют сценки, изображая поведение охотников и повадки медведя, который людям – почти родственник.
Тушу добытого медведя не разделывают, а "раздевают", а центральным ритуальным образом праздника является медвежья голова, убранная нарядными платками. Кстати, ее на игрищах доводится видеть не всем – только посвященным. То же касается и особых обрядовых песен, провожающих медведя на небо. Слышать всем их необязательно, считают манси. А для посвященных – настоящих и будущих – в Ханты-Мансийске даже проводят семинары, приглашая на них только мальчиков и мужчин.
Уважают манси также и ворона. Аккурат на Благовещенье, когда славяне "на волю птичку выпускают", манси отмечают Вороний день – встречают весну. Считалось, что в этот день ворона приносит весну, выступает покровительницей женщин и детей. Этот праздник связан с возрождением жизни, благополучием семьи и детей.
В традиционном искусстве основное место занимает орнамент, мотивы которого сходны с мотивами родственных народов - хантов и селькупов. Это — геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, меандр типа греческого, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы. Среди бронзового литья чаще попадаются изображения животных, орла, медведя.
Молчание и труд все перетрут
Трудиться манси любят и умеют. И, в частности, благодаря совместному труду, у них крепкие семьи. Выжить в суровых условиях севера позволяла сплоченность и умение понимать друг друга с полуслова, поэтому разводы были крайне редки, а браки – крепки. Внутренне добродушные манси внешне крайне неэмоциональны. Бывает, за несколько дней супруги перекинутся лишь парой фраз. "Ухожу в тундру", - скажет муж. А жена вместо ответа соберет что надо и станет дожидаться добытчика, чтобы снова без лишних слов накормить и просушить одежду.
Что касается взаимоотношений с другими родственниками, то тут не только редко разговаривали, но даже "прятались". Так, у хантов и манси замужние женщины и женатые мужчины "избегают" определённых родственников: женщины не показывают руки и закрывают лицо и волосы платком от старших родственников мужа, невестка — от свекра и деверя, тёща — от зятя, не обращаются к ним напрямую, а лишь через других лиц. Зять "прячется" от тещи, а при встрече с ней обязательно надевает шапку, пряча под ней лицо.
Манси любят красиво одеваться. Красиво и тепло – иначе в экстремальные морозы не выжить. Наиболее распространенной у них является одежда из оленьего меха. Женские шубки и мужские парки украшаются меховой мозаикой, вставками в швы суконного канта. Меховую обувь – кисы – шьют, как и пимы, из шкур с оленьих ног – камуса, украшают попеременно светлыми и темными полосками.
Летом кисы сменяют летние пары из ровдуги – замши из оленьей шкуры. Обувь расписывают краской, полученной из березовой коры.
Любят женщины манси и "аксессуары" - всевозможные сумки и мешочки из меха. Их разнообразно декорируют: тут и орнаменты, и полосочки, и бахрома, и нитки бусин, и подвески с нашивками, и вышивка бисером.
Мужчины манси мастера по резьбе по кости. Узорами украшаются курительные трубки, рукоятки ножей, меры для пороха, наконечники стрел, детали оленьей упряжи, пряжки. Чтобы легче было резать, кость сначала выпаривали, а потом наносили узор в различных техниках.
Фото Ирины Поруновой
Тэги