Противники обязательного изучения национальных языков в школах призвали "уравнять все территории РФ". Об этом говорится в обращении к российским властям (есть в распоряжении "НацАкцента").
Активисты предложили три варианта развития событий, которые устроят их в том случае, если правительство РФ вернется к идее обязательного преподавания национальных языков. Одна из них – ликвидация статуса республик. По словам авторов обращения, большинство "не титульного" населения равнодушно к этому относится. "Нам этот статус ничего, кроме лишних сложностей при обучении наших детей в школе, не дает", – говорится в тексте.
Второй вариант – госпрограмма по временному переселению семей в Москву, Санкт-Петербург, Ульяновск и другие города для обучения детей "по программам, которые нужны нам, а не нашим политикам". Третий вариант предполагает, что в русскоязычных школах республик родители самостоятельно будут формировать вариативную часть учебного плана для детей, чтобы те имели возможность учиться по тем же учебным планам, что и школьники Москвы и Петербурга.
Кроме того, активисты выдвинули предложения, "которые устроили бы всех, кто действительно заботится о сохранении языков народов России". Среди них идея сделать субботу Днем изучения родных языков России, чтобы семьи на добровольной основе собирались в эти дни в школе и знакомились с культурой и языком какого-либо народа. В школах с обучением на национальном языке предлагается использовать современные методы обучения, улучшить работу с родителями и повысить качество обучения педагогов.
Активисты подчеркнули, что насильное изучение родных языков вызывает лишь негативную реакцию и не приносит существенных результатов. "Обязательное изучение языка вовсе не гарантирует ему жизнь, если на нем не общаться в семье, особенно с детства, – отметили они, – Поэтому мы не верим людям, которые громко кричат о том, что только обязательное изучение государственных республиканских языков спасет их от умирания".
Обращение подписали председатель Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов, председатель Комитета по культуре и языковой политике организации "Собор русских Башкортостана" Виктор Афанасьев, председатель Комитета по защите прав русскоязычных родителей и учащихся в Татарстане Эдуард Носов, зампред Комитета по защите прав учащихся Башкирии Галина Лучкина, координатор родительского движения за добровольное изучение бурятского языка И.Гнеушева и другие.
В апреле в Госдуму внесли законопроект о добровольном изучении национальных языков в школах российских республик. Он уточняет, что преподавание и изучение государственных языков российских республик должно происходить на добровольной основе и не в ущерб преподаванию и изучению русского языка. Законопроект уже раскритиковали в Татарстане и Кабардино-Балкарии, а Курултай башкир попросил его не принимать.