Прогнозы о новой конфигурации правительства накануне инаугурации Президента страны появляются чуть не каждый день, но касаются они в основном крупных органов исполнительной власти и макроэкономических векторов, которые стоят за той или иной предполагаемой фигурой в новом правительстве. А тех, кто имеет отношение к этнокультурному сектору, чрезвычайно волнует судьба весьма скромного ведомства ФАДН России.
Причем, прежде всего, как маркер отношения к проблематике в целом: намерено ли государство и дальше заниматься национальной политикой в стране или отложит ее, как незначительную, до лучших времен, что уже было в середине нулевых?
Особенность политического сегмента этого сектора такова, что количество экспертов в нем очень невелико. Более того, все они друг друга знают, имеют свои интересы и непростые взаимоотношения между собой и с властью. Именно этим, на наш взгляд, объясняется то, что большинство экспертов этнокультурного сектора согласились озвучить свои прогнозы только на условиях анонимности. Отчего наш обзор обретает форму гадания на кофейной гуще, которого, однако, настоятельно требуют наши читатели.
Итак, основных вопросов два: "Агентство или министерство?" и "Кто возглавит ведомство, отвечающее за национальную политику?"
Три в одном
В свете оптимизации административного аппарата шли разговоры о слиянии в единую структуру Министерства по развитию Дальнего Востока, Министерства по делам Северного Кавказа и Федерального агентства по делам национальностей.
Таким образом мы получим частичную реинкарнацию почившего в 2014 году Министерства регионального развития, только без вопросов ЖКХ.
В этом случае речь, конечно, будет идти о министерстве. Тем более, что два ведомства уже и так находятся под одной крышей в здании на Трубниковском переулке.
Интрига в том, кто из трех нынешних первых лиц перечисленных структур возглавит новую, объединенную? Претенденты невероятно разнятся не только опытом, но и админресурсом, который за ними стоит.
Руководитель Минвостокразвития Александр Галушка имеет и обширные связи как в бизнесе — сопредседатель "Деловой России", председатель правления Российской коллегии оценщиков, профессор Высшей школы экономики, так и в политике — сопредседатель центрального штаба ОНФ. В СМИ его называют креатурой Собянина и обращают внимание на добрые отношения со спикером Госдумы Вячеславом Володиным.
Главу Минкавказа Льва Кузнецова называют "человеком Хлопонина". С нынешним вице-премьером он преданно работает в разных ипостасях с середины 90-х начиная с "Норильского никеля".
Нынешнего главу ФАДН Игоря Баринова также называют человеком Вячеслава Володина. Кроме того, принято считать, что за ним, как за полковником ФСБ стоят силовые структуры.
Если слияние 3 в 1 все-таки произойдет, то с позиции бюджета и веса в правительстве у ФАДН России сейчас, безусловно, самые слабые позиции.
Назначение первого лица предполагаемого нового ведомства зависит от того, кто возглавит новый кабинет министров, и кто станет курирующим национальный вопрос вице-премьером. Если изменений особых не будет, и за тему по-прежнему будет отвечать Александр Хлопонин, то, однозначно, он захочет видеть на этом посту Кузнецова. Несмотря на то, что и с Бариновым у него сложились теплые отношения.
Надо сказать, что с нынешним руководством правительства Игорю Баринову удалось выстроить хорошие отношения, результатом чего стало и принятие несмотря на всеобщий скептицизм экспертов Госпрограммы реализации национальной политики в конце 2016 году, а также отсутствие жесткой реакции несмотря на частое нарушение ФАДНом графиков разработки нормативно-правовых документов.
Вообще же многие огрехи в работе ФАДНа, который с момента своего возникновения страдает от кадрового вопроса, нивелируются за счет невероятного обаяния и открытости его руководителя. В этом плане Баринов самое сильное звено своего ведомства.
Укрупнение
Если будет принято решение не о слиянии, а об укрупнении статуса агентства до министерства, то шансы Игоря Баринова возглавить эту структуру весьма велики.
В этом случае круг претендентов очень сильно сужается. Судя по информации "НацАкцента", консультаций о том, чтобы возглавить новое федеральное ведомство, ни с кем из ныне действующих успешных региональных министров национальной политики не ведется. Хотя таковые имеются, и прежде всего, в Поволжье и Сибири.
Зато в республиках Северного Кавказа уверенны, что главой Миннаца России станет нынешний глава Чеченской Республики. Рамзану Кадырову, якобы, давно тесно в рамках своего федерального округа, где он является самым популярным и успешным лидером с точки зрения выстраивания отношений с федерльным центром. А самым подходящим постом на федеральном уровне для него видится небольшое, но гордое министерство по делам национальностей.
Некоторые эксперты вспоминают и имя нынешнего замминистра культуры Александра Журавского, который руководил разработкой Стратегии госнацполитики, и, по всем прогнозам, должен был три года назад возглавить ФАДН России. Но не возглавил. С тех пор у Журавского многое изменилось, он стал статс-секретарем, заместителем министра культуры, реализовал ряд громких успешных проектов в стране и за рубежом, обрел привычку распоряжаться в своей работе совершенно иными нежели были в Минрегионе, а затем и в ФАДНе, бюджетами. Вряд ли можно предположить, что Журавский по доброй воле захотел бы вернуться в малобюджетное ведомство на, по большому счету, расстрельную должность отвечающего за межнациональный мир и согласие в стране.
Зачистка
Алексей Кудрин, которого прочат на роль теневого идеолога нового кабинета министров, национальный вопрос не любит, не понимает и старается свести затраты на него к нулю. Именно так он однажды и сделал: уходя из правительства в 2011 году, полностью обнулил бюджет на национальную политику в 2012-2013гг. Возможно, он искренне считал, что оптимизировать бюджет всей страны надо именно за счет тех 200 млн рублей, что значились на нацполитику.
В случае усиления Кудрина, нет сомнений, что его "административная гильотина" уничтожит малобюджетное ведомство по делам национальностей. Выполнение госпрограммы передадут Росмолодежи или Минкульту.
Из последствий такого шага следует отметить, что в регионах, где худо-бедно начала выстраиваться отвечающая за межнациональный мир и согласие структура власти, она будет скорее всего оптимизирована. Исключение составят республики, которые, впрочем, всегда независимо от центра имели у себя министерства национальной политики.
Есть еще один вариант. Его пропагандирует экс-министр по делам национальностей, лауреат премии Президента России за укрепление единства российской нации Вячеслав Михайлов. Он предлагает не создавать никакого органа исполнительной власти по национальному вопросу, поскольку, как показал опыт ФАДНа, она будет слаба бюджетом и вынуждена вечно бороться с другими ведомствами за функционал,
а создать внутри администрации президента мощное управление, которое разрабатывало бы идеологические смысловые вектора развития в национальном вопросе, а исполняли бы их в рамках своих бюджетов крупные министерства.
Эта схема напоминает самый поздний период СССР, когда формально никакого органа исполнительной власти по нацвопросу в стране не было, но зато в ЦК КПСС активно работал отдел по межнациональным отношениям.
Таковы основные гипотезы относительно судьбы ведомства, отвечающего за нацполитику, в новой структуре правительства России, высказанные экспертами. А о том, какому из вариантов суждено воплотиться в жизнь, узнаем максимум через неделю после инаугурации Президента России.
Тэги