Земляки Йоулупукки, или кто помог Герде

Земляки Йоулупукки, или кто помог Герде

Традиции и быт саамов

 
 
 
 
6 февраля 2018

Лапландия – сказочный край, где живет Йоулупукки, родственник Санта Клауса и Деда Мороза. Кажется, что вокруг него лишь заснеженные просторы, спящие под снегом ели и добрые гномы-помощники. То, что они добры, подтверждает и классика: неслучайно, по Хансу Кристиану Андерсону, добраться до чертогов королевы маленькой Герде помогла никто иная, как лапландка.

Если бы эту сказку писали российские современники Андерсона, этнографы Харузин и Миллер, то Герде помогла бы лопарка. А сегодня мы бы сказали, что письмена на рыбе и теплую одежду для поисков Кая ей передала саамка.

Лопари, лапландцы, кильды, саамы – название одного и того же народа, проживающего в Лапландии. Сегодня их "территория" растянулась на полторы тысячи километров: от Кольского до Скандинавского полуострова.

Дело в том, что Лапландия единым государством никогда не была – это территориальное образование. В настоящее время части этого региона входят в состав четырех государств: Норвегии, Швеции, Финляндии и России (Кольский полуостров). При этом потомки переселенцев на Аляску живут в Америке и небольшое количество саамов - на Украине.

Саамы имеют отчётливую национальную самоидентификацию и национальные атрибуты — флаг и гимн, а их права представляют выборные представительные органы культурного самоуправления — Саамские парламенты.

саамы

Каждое из четырех суверенных государств имеет различные социально-экономические системы и законы в отношении коренных народов.

Если бы российский статус коренных малочисленных народов Севера присваивался в Норвегии, то не факт, что тамошние саамы получили бы его: их там, по разным данным, проживает от 40 до 60 тысяч, а как известно, малочисленными, по нашим законам, относятся те, кого не больше полусотни тысяч.

Но в России их всего две тысячи человек, поэтому и со статусом КМНС все нормально – он у них есть со всеми вытекающими преференциями.

Причем эта численность держится на одном уровне уже более ста лет: в  1897 году в Российской империи насчитывалось 1812 человек, в СССР в 1959 году – 1792 человека, согласно переписи 2002 года, в России проживал 1991 саам.

Считается, что общее число саамов — от 60 до 80 тысяч человек. Про Россию и Норвегию мы уже написали, еще 17-20 тысяч саамов проживают в Швеции и 6-8 тысяч – в Финляндии.  

"Столицей" российских саамов и центром их культурной жизни является село Ловозеро в Мурманской области. Здесь проводятся различные саамские праздники и фестивали, в том числе международные, действует Саамский национальный культурный центр, а Саамские игры со стрельбой, прыжками через нарты и богатой культурной программой собирают гостей не только из России, но и из-за рубежа.

саамы

В футболе только девушки

Одной из изюминок национальных саамских игр является уникальный гендерный вид спорта - саамский футбол. На традиционный вид спорта он похож только тем, что это командная игра и что главным снарядом является мяч. Правда, и он принципиально отличается от привычного: он намного крупнее, его шьют из оленьих шкур и набивают оленьей шерстью или кусочками кожи. Играют в саамский футбол только женщины. Форма одежды – длинный сарафан на лямках: когда надо быстро бежать по кочковатому полю, его задирают повыше, а когда отнять у противника мяч – накрывают тот подолом. Ворота сделаны в стиле северного минимализма – две воткнутые в землю жерди. Мяч в них должен не влететь, а элегантно закатиться – только тогда гол будет засчитан.

саамы

Почти пять лет назад с легкой саамской, в данном случае, ноги, этот национальный вид обосновался еще и в Финно-угорском этнокультурном парке в Республике Коми. Сарафаны там заказали аутентичные, а вот мяч, применяют большой гимнастический, хоть и сшитый из кожи. Ну, и в команду принимают без оглядки на пол, правда, любой игрок должен облачиться в сарафан. На фестивале "Зимняя Ыбица" в 2015 году один из саамско-футбольных матчей комментировал сам Кирилл Набутов.

И охотник, и повар

Если современные женщины-саамки искусны в футболе, то мужчины по-прежнему мастера в охоте, рыбалке и оленеводстве.

Главное занятие мужчин - охота, но кроме нее на них лежит еще много забот и обязанностей, связанных в том числе с поддержкой семьи и домашнего очага. Интересный факт: приготовление пищи, по крайней мере той, источником которой является охота и рыбная ловля, у лопарей возлагается на мужчин.

Вторым занятием мужчин издавна было сооружение лодок. Саамы делают их из сосновых досок, но не сколачивают гвоздями, а сшивают жилами и сухожилиями – подобно своим древним предкам. Так же искусно мужчины мастерят сани – зимние и летние.

саамы

Выше нос!

Саамки – признанные мастерицы в шитье обуви: в прошлом девушка, умеющая шить нюреньки, в девках не засиживалась!

В  19-20 веках у саамов было восемь видов обуви: нюреньки — летняя обувь с мягкой подошвой и заостренными, приподнятыми вверх носками; яры — зимняя обувь в виде длинных сапог из шкур молодых оленей шерстью наружу с заостренными приподнятыми кверху носками; габмагак — зимняя обувь саамов Финмаркена в виде широких мягких башмаков с загнутым вверх носком из оленьей шкуры; кеньги — мягкая обувь в виде коротких башмаков, сшитых мехом наружу с заостренными и загнутыми кверху носками и коротким голенищем из кожи или замши; тоборки — промысловая обувь в виде высоких сапог из шкуры морского зверя; пимы — высокая мягкая обувь из оленьих шкур, сшитых мехом наружу, украшенная цветным кантом и орнаментом из сукна; бурки — детская и женская обувь в виде сапожек из оленьих шкур мехом наружу, с отделкой из сукна и бисера, туфли — домашняя обувь из меха, замши, шкуры нерпы в виде тапок с меховой опушкой по верхнему краю. 

саамы

При этом "фишка" саамской обуви – задранные кверху носы. Такая обувь не стесняла движений при быстрой ходьбе на лыжах. На национальных праздниках одежда саамов притягивает взгляды гостей: обувь с загнутыми носами, яркие куртки и всевозможные фасоны колпаков, шапок и повязок – меховых, суконных, с ушами, цилиндром или шлемом. Сейчас этому многообразию позавидует модный дизайнер, а столетия назад все вещи имели вполне утилитарное значение. К примеру, у финских саамов теплые шапки верики-кохпир, клеп состояли из околыша, обшитого мехом, и верхней части прямоугольной формы из черного сукна. К околышу шапки пришивали суконные ленты красного, желтого и зеленого цветов, а внутри шапок на подкладке оставляли незашитую часть. Через эту прорезь в большие холода верхняя часть шапки для утепления набивалась сушеной травой. 

саамы

Наряд саамов формировался веками и долго сохранял свою традиционную специфику. И в летнем и в зимнем гардеробе были повседневный и праздничный комплекты. В костюмах разных групп саамского населения использовались разные головные уборы, обувь, цвет и декор. 
Норвежские и финские саамы носили верхнюю одежду черного или синего цветов и называли ее гакты, кафты, а у кольских саамов бытовала суконная одежда — юпа — белого цвета у женщин и серого цвета у мужчин. Самой яркой была одежда саамов, проживавших в Норвегии и Финмаркине. Воротник, плечи, края рукавов, подол и разрез на груди были украшены вышивкой и аппликацией из лоскута красного и желтого цветов.

саамы

Вегетарианцы тут не ходят

Саамов, как и любой северный народ, кормит природа. Летом – рыба, зимой – мясо. До 16 века саамы были, скорее, сыроедами, но никогда – вегетарианцами. Как особенное лекарственное средство в период забоя оленя саамы употребляли свежую оленью кровь.

В рационе и по сей день остаются ягоды, травы, а когда-то была даже "сосновая каша". Готовили ее так. С дерева снимали кору, затем заостренным костяным скребком соскабликали внутренний, белый слой – заболонь – и сушили надо огнем. Получившуюся массу толкли и смешивали с ржаной мукой. Ели "сосновую кашу" обычно с рыбным или мясным супом.

В 1920-е годы кольские саамы стали понемногу употреблять в пищу овощи, особенно картофель и лук. А вот грибы, в изобилии произрастающие в Лапландии, саамы стали собирать совсем недавно. Зато ягоды –  воронику, чернику, бруснику, морошку – собирают охотно и помногу и едят в сушеном или моченом виде, а также в качестве приправ.

саамы

Из чума в квартиру

Всем известно, что традиционное жилище северных народов – чум. Саамы тут не исключение. Чум легко собрать и разобрать, когда твой промысел – оленеводство. Кроме того, скандинавские саамы зимой жили в срубных однокамерных постройках с плоской чуть наклонной дерновой крышей. Но цивилизация давно и прочно вошла в быт лопарей, поэтому куваксы, кота, тупа и пырт, как назывались шалаши-чумы и срубы у саамов разных областей – у оседлых саамов сменили избы и квартиры. 

саамы

Я подарю тебе йойк

Традиционное песнопение саамов называется йойк. Это уникальный саамский творческий жанр с характерным ритмом, который повторяется на протяжении всей песни. Иногда кажется, что ее слова лишены прямого смысла. На самом деле, он настолько глубок, что иногда продумывается еще при рождении маленького саама. Йойк можно посвятить любимой жене или восходу солнца, какому-нибудь животному или красивому, живописному месту. Йойк можно запросто подарить новому знакомому. Важно, чтобы у человека был свой собственный йойк, который по своему звучанию и смыслу будет связан с его именем.

Мы привыкли, что у песни должно быть начало, середина и конец. Йойк же начинается и прерывается внезапно. Чтобы почувствовать красоту йойка, надо на время отключить разум и отдать себя на волю древней стихии музыки и ритма. Помогают плыть по течению песни с особым смыслом сопровождающая ее игра на национальных музыкальных инструментах нивьта, хоуфф и келлах.

саамы

Чисто конкретно

Ученые отводят саамскому языку совершенно особое место внутри группы финно-угорских языков, считая, что в основе его лежит неизвестный пока науке, не финно-угорский субстрат, растворившийся затем в поглотившем его финском языке, сообщившем саамскому его финно-угорский характер.

Саамскому языку присуща большая конкретность мышления. То, что в русском языке выражается, например, одним словом для всех сходных понятий, в саамском нередко требует двух, трех и даже более разных слов, применяемых в разных случаях.

За счет того, что представители этого народа изначально жили и живут на территории разных стран, существует не один, а несколько (не менее шести) саамских языков с резко отличающимися друг от друга диалектами внутри каждого из них.

Кольские саамы говорят на четырех диалектах, в каждый из которых входит ряд говоров. В качестве опорного диалекта для создания саамской письменности взят Кильдинский диалект.

Новый саамский алфавит, содержащий 43 буквы, строится на основе кириллицы: учитывается настоятельная потребность обеспечить в процессе обучения связь саамского языка с русским, который в силу объективных исторических причин стал для Кольских саамов вторым родным языком.

Фото Валерия Кудинова и Юлии Бобковой


Материалы по теме:
914