*Одно полено не горит и в печи, два полена не гаснут и в степи – башкирская поговорка
*Дружба да братство дороже всякого богатства – башкирская поговорка
"НацАкцент" продолжает цикл публикаций о том, как формировалось многонационального российское государство. Речь пойдет о четвёртом по численности народе нашей страны - башкирах.
Коренной этнос Урала
Башкир считают одним из первых коренных этносов Урала. Исторические документы подтверждают, что уже в IX веке на склонах гор неподалеку от Волги, Камы и Тобола жил народ, говоривший на своем языке, поклонявшийся силам природы и своим многочисленным богам. Они не были агрессивным захватчиками, но рьяно отстаивали собственную территорию. В IX веку началась постепенная исламизация этноса. Позже в результате монгольских набегов территория его расселения вошла в состав Золотой Орды. А после её распада потеряла самостоятельность и разделилась между несколькими государствами.
Казань брал
Принято считать, что этот тюркоязычный народ присоединился к России в 1557 году. Однако по факту вливание началось раньше и продолжалось после. Ключевым событием в этом процессе стало покорение царём Иваном Грозным Казанского ханства, под влиянием которого находилась часть башкирских племён.
Политическая и социально-экономическая ситуация, в которой существовал этнос, была крайне непростой. Потеряв своё государство в ходе татаро-монгольского нашествия, с середины XV века башкиры жили в составе Ногайской Орды, Казанского, Сибирского и частично Астраханского ханств. Временами являлись подданными сразу двух каганатов и несли повинности в пользу обоих. Помимо этого, соседи ещё и вели междоусобные войны. Положение ухудшили засуха, голод и чума, свирепствовавшие в Поволжье и Приуралье. Поэтому призыв русского царя добровольно войти в состав Русского государства после падения Казани башкиры восприняли в целом положительно.
"А сам государь послал всем улусам черным людям ясачным жалованные грамоты… чтобы шли к государю, не боясь ничего… а их государь пожалует, и они бы ясаки платили, яко же и прежним казанским царям". (Никоновская летопись).
Слово народа – слово правды
Процесс присоединения башкирских земель не был однозначным: историки до сих пор ведут по этому поводу споры. Важным аргументом выступают башкирские шежере (родословные), в которых неоднократно говорится не только о мирном характере присоединения башкир, но и о договорных отношениях с царской властью, их неизменности в одностороннем порядке.
Царь обещал защищать их от набегов, признать вотчинное право башкир на занимаемые земли, не вмешиваться во внутреннюю жизнь и "не насиловать в другую религию". Башкиры в свою очередь обязались нести за свой счёт воинскую обязанность и платить в казну ясак пушниной и мёдом.
Не будем забывать и о том, что башкиры XVI века считали Ивана Грозного наследником правителей Орды и величали его "белым царём" или "белым падишахом" - титулом монгольского хана. Иван Грозный, действительно, был связан с Чингисханом: его мать Елена Глинская была из рода обрусевших крещеных татар, осевших в Литве. А одним из родоначальников Глинских был Мамай, который в свою очередь был женат на дочери золотоордынского хана Бердебека.
Таким образом, присяга России оценивалась башкирами не как навязанная необходимость, а как воссоединение племён после 200 лет смуты и скитаний.
В единый кулак
Племена присоединялись к России не одновременно. На народных собраниях (йыйынах) башкирских родов избирали представителей и организовывали посольство в Казань, а затем в Москву для ведения переговоров.
Так, в 1554—1557 годах переговоры с царским наместником в Казани боярином А.Б. Горбатым-Шуйским сначала вели бывшие подданные Казанского ханства — северо-западные башкиры (байлар, буляр, гайна, ирэкте, каратабын, уран), а затем центральные (мин и юрматы), юго-восточные (бурзян, кыпсак, тамьян, усерган) и восточные племена башкир (табын, кудей и другие).
Основным документом, свидетельствующим о вхождении башкирского народа в состав Русского государства, является Никоновская летопись. Она сообщает, что в мае 1557 года было получено доношение казанского воеводы князя П. И. Шуйского о том, что "башкиры пришли, добив челом, и ясак поплатили".
Впоследствии уже в Москве они получили жалованные грамоты от Ивана IV, закреплявшие за ними право вотчинного владения землями. В них, а позже в "Соборном уложении 1649 года", под страхом конфискации имущества и государевой опалы "боярам, окольничим, и думным людям, и стольникам, и стряпчим, и дворянам московским, и из городов дворянам, и детям боярским, и всяких чинов русским людям поместным" запрещалось покупать земли у башкир.
Зауральские башкиры примут русское подданство в конце XVI – начале XVII веков после разгрома Сибирского ханства.
Умел давать клятву, умей и сдержать
Хозяйственные связи, совместная охрана юго-восточной границы России, участие башкирских конников в походах русской армии (в Ливонской войне второй половины XVI века, в ополчении Минина и Пожарского за освобождение Москвы в начале XVII века) стали залогом дружеских отношений между русскими и башкирами. А прекратившиеся набеги дали стимул к развитию промышленности и росту башкирского населения.
Однако со второй половины XVII века царское правительство начало было отступать от вековых договоренностей: были попытки захвата земель, насильственной христианизации. Башкиры ответили восстаниями и вынудили внести коррективы в политику Москвы.
В переломные моменты этнос апеллировал к добровольному характеру своего подданства. В челобитной башкир всех четырех "дорог" от 26 февраля 1706 года на имя царя Петра I говорится, что "…деды и отцы их поклонились без спору и без войны и приехав из своей воли покорились" русскому царю.
Еще яснее эту мысль выразили восставшие башкиры Сибирской дороги в своем письме В.Н. Татищеву от 2 августа 1736 года:
"Мы, башкирские народы, наши отцы, деды и прадеды, великому государю в подданство пришли своими волями, оставя своих ханов. А великие государи нас содержали по нашей воле, а не под саблею".
Напоминая об этом властям, башкиры успешно добивались выполнения условий присоединения.
Связанные судьбой
Вхождение в состав России открыло для башкир новую страницу исторического развития. К концу XVI в. завершился многовековой процесс формирования народа. Вошедшие в него племена имели территориальную, экономическую, языковую и культурную общность, осознавали принадлежность к своему этносу, признавали его самоназвание.
За прошедшие века жизни в едином российском многонациональном государстве башкиры сохранили традиции и обряды, язык, уникальный эпос.
Свидетели истории
Шежере башкир племени Юрматы.
"Был девятьсот шестьдесят первый год, когда во все земли были направлены послы с грамотами, (которые) известили, пусть никто не убегает и пусть каждый остается при своей вере, соблюдает свои обычаи. После того, как эти послы обошли (башкирские земли) и известили, год был девятьсот шестьдесят первый (961 год по мусульманскому летоисчислению соответствует 1553—1554 гг. христианского летоисчисления). И я, Татигач-бий, не имея никакой возможности придумать что-либо другое, взял (с собой) три человека от трех тюб народа, сначала Азна-баба, второго Илчикей Тимер-баба, третьего Кармыш-баба, и вчетвером, забрав с собой несколько друзей-спутников, придя в город Казань, согласились быть подданными (преклонили головы) Белого-бия падишаха. Получили ярлык, (в подарок) снедь, атласные материи. (Царь) пожаловал (земли) — в верховьях (реки Белой). После этого вернулись домой, (вернувшись домой) я собрал весь народ и сказал: ай, соплеменники, мы к Белому-бию падишаху ходили, под чинились (доел, преклонили головы), стали (его) рабами. Мне, Татигачу, падишах пожаловал чин мурзы, Азная сделал старостой, и, нижайше попросив падишаха, земли бежавших ногайцев мы взяли (себе). Согласились платить ясак из ста куниц. А теперь и вы примете ли (все это?) — спросил я. Весь народ сказал, хорошо, каждый из нас всей душой согласен".
Шежере башкир племен Бурзян, Кыпсак, Усерган и Тамьян.
"... послы четырех башкирских племен, а именно от Усергана князь Бикбау Тадкачев, от Кипчака князь Мешавли Каракузяк, от Бурзяна князь Искебий, от Тамьяна князь Шагали Шакман, ходили от указанных четырех племен, будучи приглашенными в город Казань к великому князю Ивану Васильевичу, (надеясь) на справедливость царя России ... Стали подданными великого князя Ивана Васильевича. От имеющихся на нашей земле богатств, а именно мед, шкуры куницы, а некоторые — выдры и бобры, доставили ясак... Все мы, будучи в согласии (между собой), уплатили упомянутый наш ясак в городе Казани, и царь Иван Васильевич обещал другими повинностями, (учрежденными) без нашего согласия, не причинять башкирскому народу страданий. Составили указную (в смысле: договорную) грамоту, в которой особо написали о наших землях и религии, дали слово и поклялись, башкир, исповедующих ислам, никогда не насиловать в другую религию, и чтобы мы, (башкирские) роды, стали нести искреннюю службу: (согласившись) на эти оговоренные между нами условия, взяв друг у друга подписи, нашу грамоту в городе Казани записали в книгу (доел, тетрадь). Записанная в эту же книгу указная грамота все еще у нас на руках... А затем по причине того, что доставлять ясак в Казанскую крепость из-за дальности (расстояния) далеко, для того, чтобы управитель казны был близко, с нашего согласия, на наших землях великий царь пост роил крепость Уфу".
Челобитная башкир Уфимской провинции на имя императрицы России Анны Ивановны о своих нуждах от 1733 г.
"…Уфинского уезду 4-х дорог башкирцы и разные народы выбрали мы из оных дорог от каждой по одному человеку и послали оных к Вашему Императорскому величеству с нашим покорнейшим прошением. А в прошлом году всемилостивейший Вашего Императорского величества указ о соли нам объявлен. За что желая Вашему Императорскому величеству многолетнего здравия непоколебимого и благополучного государствования навеки и со всепокорнейшим нашим благодарением и о протчих делах наших с прошением мы вышеписанных 4-х человек отправили. Ибо как предки Вашего Императорского величества, так и Ваше Императорское величество нас нижайших рабов ваших в высочайшей императорской милости содержать изволите и всякие вины наши прощаете и пред протчими провинциями нашу Уфинскую провинцию в особливой милости содержать изволите и все прошении наши за благо приемлите. И во всех Вашего Императорского величества указах к нам высочайшую императорскою милость являть соизволите, понеже в древния лета предкам Вашего Императорского величества прадеды, деды и отцы наши в подданство пришли. И тогда в бытность их в подданстве у прежних ханов, которыми землями и водами они владели, и великие государи теми же землями и водами их пожаловать и милостиво указали и нам оными ж владеть. А по чему прежним ханам с тех земель и вод ясаку платили, о том платеже мы и великим государем подлинно доносили и быть в верном подданстве присягали".
Тэги