"НацАкцент" продолжает цикл публикаций о том, как складывалась нынешняя многонациональность российского государства.
500 лет назад со своенравными марийцами приходилось считаться и казанским ханам, и русским царям. Возможно, в истории вхождения этого народа в состав России и таится разгадка самобытности марийцев, которые до сих пор сохранили свои древние верования и называются "последними язычниками Европы".
Поспешай медленно
Марийцы вошли в состав России не сразу, а постепенно, причём сперва горные, а уже только потом луговые. Входили они в наше общее государство настолько неспешно, что процесс этот затянулся даже не на годы, а на столетия. Когда Русь оказалась под властью монголо-татар, он замедлился, а когда в самой Золотой Орде начались междоусобицы, ускорился. Пока в силе было Казанское ханство – и вовсе приостановился.
В своё время марийцы принимали активное участие в набегах войск Казанского ханства на русские земли и по сравнению с другими нетатарскими народами так яро воевали с русскими войсками, что впоследствии не могло не заставить московские правительственные круги считаться с этим народом так же, как с ним считались казанские ханы.
Тем не менее, марийцы со временем поддались общей центростремительной тенденции и в числе других народов Среднего Поволжья всё-таки влились в зарождающееся могущественное полиэтническое государство, сохранив до наших дней самобытную культуру.
Вообще-то марийцы начали взаимодействовать с Русью ещё на рубеже XI-XII веков, некоторые из них, например, и вовсе эмигрировали к соседям, спасаясь от татаро-монгольского нашествия.
Марийский край окончательно вошёл в состав России после 1557 года – в результате поражения в так называемых Черемисских войнах. И причины тому было много. Русь в то время вышла победителем из многолетнего противостояния как с государственными образованиями Восточной Европы с одной стороны, так и с тюркскими (Волжско-Камская Булгария, Золотая Орда, Казанское ханство) – с другой. Новое государство набирало силу и вес – неудивительно, что малочисленные народы устремились под его покровительство.
Русоцентризм и черемисофобия
Официальная русская историография в XVI веке описывала историю присоединения народов Среднего Поволжья к России в угоду тогдашней политической конъюнктуре: исключительно как победу православия в священной войне против "безбожников". Сегодня, читая эти документы непредвзято, сложно не заметить, что многие сочинения того времени, в особенности "Казанская история" и "Сказания князя Курбского" написаны с позиций откровенной черемисофобии ("черемисы" - прежнее название марийцев).
Однако уже в XVIII веке российские историки начали восстанавливать истинную картину. В частности, описывая яростное сопротивление марийцев русским войскам и жестокость некоторых русских воевод. Николай Карамзин изучил множество письменных источников и тоже убедился в том, что русские войска подавляли "свирепый и дикий народ" мари весьма жестко.
Первым о добровольном характере присоединения населения Горной страны Казанского ханства к Русскому государству в 1551 году написал историк Н. К. Баженов. И это правда, потому что несмотря на ожесточённые битвы с русскими войсками, после падения Казани в 1552 году многие улусы поспешили присягнуть на верность русскому царю.
Благодаря русскому влиянию и жизни в едином российском государстве с мощными культурными институтами во второй половине XIX века у народов Среднего Поволжья, в том числе и у марийцев, зарождается собственная историческая наука. Первым историком-краеведом из мари считается учитель-миссионер и просветитель И. Я. Моляров. Он написал историю вхождения горных марийцев в состав Русского государства, где утверждал, что в Казанском ханстве марийцы подвергались тяжелому гнету и поэтому стремилось войти в состав Русского государства, "где не притесняют своих подданных". Другой учёный, мари С. М. Михайлов, описывал присоединение Горной стороны к Русскому государству как освобождение от татарского ига.
В первые годы советской власти русоцентризм резко сменился модой на критику царизма, который стали называть "тюрьмой народов". Учёные начали рассматривать последствия вхождения марийских земель в российское государство исключительно в чёрном цвете.
Однако с 30-х годов прошлого века маятник качнулся в другую сторону и тональность в работах историков снова изменилась. Вхождение поволжских и других народов СССР в состав России они хоть и признавали "злом", но "наименьшим" по сравнению с угрозой покорения этих народов Турцией, Крымом и другими "реакционными" государствами.
В начале 90-х годов в период распада СССР вектор исторических оценок вновь резко изменился. Появились громкие политический заявления о том, что полтысячи лет назад, став частью большой страны марийцы, якобы, превратились в народ с "рабской психологией".
Однако с тех пор специалисты много потрудились над восстановлением истинной истории марийского народа и пролили свет на обстоятельства присоединения марийского края к российскому государству.
Между двух огней
В середине XVI века марийцы оказались между двух огней: с одной стороны, им угрожали ханы, с другой – славяно-русы и ославянившиеся финно-угры.
Возвышение Казанского ханства лишь на время принесло мир в марийские земли, но возвращение на ханский престол в августе 1546 года Сафа-Гирея крайне обострило политическую ситуацию в Казанском ханстве.
Наиболее уязвимой оказалась сторона горных мари. Значительная группа местного населения этой части ханства начала добиваться вмешательства Москвы, некоторые и вовсе предпочли эмигрировать в Россию. Марийцы надеялись, что посредством московского протектората удастся избежать разорительных войн и обеспечить в ханстве относительную политическую стабильность.
Вот почему 6 или 7 декабря 1546 года в Москву прибыла делегация горных марийцев. Как сказано в летописях, "прислали к великому князю бити челом горняя черемиса Тугая с двумя товарищи черемисинами".
Марийцы, по-видимому, и вдохновили Ивана IV срочно отправить войска на помощь московской партии казанских феодалов. В официальных летописях и в разрядных книгах указывается, что в феврале 1547 г. казанский поход состоялся "по челобитью горней черемисы".
Дальнейшие события известны. Была построена крепость Свияжск. Казань пала.
И пока русский царь воевал с Казанью, горные марийцы приняли его сторону. Судя по летописям, горные люди заявляли, что "государю хотят служити", но, по всей видимости, хотели всего лишь заключить с московским государством военно-политический союз на условиях признания своей зависимости.
Иван IV "дал им грамоту жяловалную со златою печятью, а ясаки им отдал на три годы".
Как считают современные исследователи, марийцы пребывали в иллюзии, что действия русского правительства направлены на восстановление вассальной зависимости Казани, а отделение Горной стороны от остальной части ханства осуществлено временно.
А по сути произошло присоединение - без сопротивления и при определенном содействии со стороны значительной части марийского населения.
Академик М. Н. Тихомиров, например, считает, что "из всех дипломатических актов Ивана Грозного это (отторжение Горной стороны. — прим. ред.) было один из самых замечательных успехов, ускользнувших, впрочем, от наших историков, несмотря на ясные показания летописей".
Присоединение Горной стороны к Русскому государству в мае-июне 1551 года серьезно повлияло на дальнейшее развитие событий в Среднем Поволжье. Оно в значительной мере предрешило падение Казани и положило начало включению ханства в состав России.
Падение Казани привело к присяге русскому царю и луговых марийцев.
Однако в дальнейшем Москве пришлось долгие годы иметь дело с актами неповиновения в Среднем Поволжье, в которых участвовали в том числе успевшие присягнуть Ивану IV бывшие подданные ликвидированного ханства. И тогда русским воеводам пришлось сохранять единство страны огнем и мечом.
Оценивая события в исторической ретроспективе, современные исследователи убеждены, что вхождение в состав российского государства самым положительным образом отразилось на жителях Марийского края. Во-первых, в Среднем Поволжье наконец-то воцарился мир. Во-вторых, русские крестьяне приобщили марийцев к передовым на тот момент формам и способам сельскохозяйственного производства. Считается также, что включение Марийского края в состав феодального Русского государства способствовало перерастанию патриархально-феодальных отношений в развитые феодальные.
Правда, из-за частых в первое время восстаний московское правительство ограничило народы Среднего Поволжья в развитии части ремёсел и некоторых видах торговли - в частности, им были запрещены металлообработка, а также торговли изделиями из металла, оружием и сырьем для него. В результате марийское население на протяжении многих лет оставалось исключительно сельским, аграрным.
Но безусловным впечатляющим результатом присоединения Марийского края к Руси стало то, что вот уже почти пять столетий марийцы прекрасно сохранились как этнос.
Сегодня по всеобщему признанию это один из самых ярких народов России, который сберег свои национальные традиции и самобытность, обладает неповторимым взглядом на мир и уверенно развивается.
Тэги