Молчание невест эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 3
(Голосов: 3)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Молчание невест

Семейные традиции – одни из самых "живучих". Поэтому даже в современном обществе, значительно более свободном от условностей былых времен, сохраняются отголоски древних правил и обычаев.

Сватовство по-кумыкски

Юноши и девушки между собой не общались. Познакомиться поближе удавалось в лучшем случае на коллективных работах, а в худшем – уже на свадьбе. Потенциальных жениха и невесту выбирали родители. Имели значение социальный статус семьи молодых, их материальное положение. От девушки требовались отменное здоровье, чтобы рожать крепких детей, и трудолюбие, чтобы о всех них должным образом заботиться. Порой молодые шли против воли родителей и сбегали вместе, чтобы пожениться. Также распространены были случаи кражи невест.

кумыкские семейные традицииСватом не мог быть никто из родственников жениха, для этого случая находили кого-то из уважаемых знакомых. Порой сватали ещё совсем маленьких детей. Брак было принято заключать внутри отцовского рода, дабы сохранить родовое имущество. Обязательным была выплата калыма. Калым делили на две части: половина шла семье невесты в качестве возмещения того, что они потеряли вместе с дочерью, а вторая - молодой жене для покупки предметов обихода. Помимо этих денег, девушке полагалось приданное: необходимая домашняя утварь и скотина. После того, как семьи окончательно договаривались о размерах калыма, проводили обряд обручения. Родителей невесты по этому случаю одаривали чем-нибудь дорогим.

Кумыкская свадьба

Свадьба продолжалась три дня. За порядком на свадьбе и соблюдением всех традиций следил распорядитель торжества, которого называли хан или шах. Он же  имел право наложить на гостя штраф, если тот вёл себя неподобающе.

семейные традиции кумыковУгощения для женщин и мужчин готовились отдельно. Каждый гость должен был принести подарок. Невесте дарили хозяйственные принадлежности, а жениху – деньги и еду. На второй день невесту наряжали в специально присланную новую одежду, закутывали в покрывало. Ближе к вечеру в арбе с покрытым ковром высоким верхом девушку перевозили в мужний дом. Её провожали подруги и соседские мужчины. Сопровождавшие получали вознаграждение за разрешение ввести невесту в дом. Самым распространённым подарком был кинжал: его получал подросток, который вёл на поводу запряжённых в арбу волов. Девушку осыпали мукой, монетками и сладостями. Затем она облизывала палец родственницы или многодетной соседки, предварительно обмакнутый в мёд. После сама клала руку в миску с медом и оставляла отпечаток на стене. Считалось, что этот ритуал способствует долгой и счастливой жизни в новом доме.

До приезда жениха мужчины, сопровождавшие невесту, "занимали" родственников будущего мужа, поручая им трудновыполнимые задачи: например, принести лёд посреди лета.

Жениха не пускали в комнату невесты, пока он не преподнесёт ей подарок и не отгадает загадку. 

Молодые не участвовали в торжестве. Девушка сидела за ширмой в углу комнаты, а юноша уходил к родственникам до самого окончания праздника.

На третий день свадьбы проходили конно-спортивные состязания. О них объявлялось заранее, чтобы при желании их могли посетить желающие поучаствовать из других поселений. Призом обычно была корова или телёнок, но также могли подарить жеребёнка, серебряный кинжал или, опять же, серебряные деньги.

На четвертый день после свадьбы к молодой жене приходили родственники мужа. Они задавали ей шуточные риторические вопросы, на которые не было принято отвечать: нужно было только угощать пришедших сластями и вином. Ещё через несколько недель проходил ритуал первого похода новобрачной за водой в сопровождении родных женского пола. Главной в делегации была старшая родственница мужа. Процессия шла под песни и музыку, встретившимся на пути раздавали сладости.

Семейная жизнь

Через месяц после свадьбы невесту приводили в большую комнату в доме мужа. Сопровождающие её наставница и подруги несли на голове дары для родственников мужа: ковры из войлока, тканевые отрезы. Родственницы мужа приветствовали девушку и желали ей счастья. Затем она возвращалась в свою комнату, где угощала подруг.

Первые недели после свадьбы молодую жену не допускали до активного участия в жизни семьи: даже разговаривать ей было позволено только с мужем, заниматься хозяйством девушка тоже не могла.

В день, когда свекровь впервые заговаривала с невесткой, снимая таким образом временный запрет на коммуникации, было положено в благодарность преподнести подарок.

Тем не менее, разговаривать со свёкром новобрачная всё ещё не могла: в отдельных случаях, до нескольких лет. Обряд снятия такого длительного запрета был особенно радостным и пышным: близкие родственники приходили в гости, свёкр и сноха по такому случаю дарили друг-другу подарки.

Как только девушка выходила замуж, всем членам новой семьи она давала красивые имена-клички: уважительные для пожилых людей и ласковые для молодёжи.

Жена зависела от супруга как психологически, так и материально: слово мужчины считалось законом и средства к пропитанию добывал тоже он. Родители женщины в дела её новой семьи вмешиваться не пытались. Напротив, учили дочь подчиняться супругу даже в том случае, если у неё возникали какие-то проблемы в отношениях с ним. Жена не могла уйти от мужа и вернуться домой: теперь её место было в новой семье.

В целом разводиться у кумыков было непринято, а в случае, если пара всё же расходилась, инициатива редко исходила от женщины. Муж должен был вернуть жене часть калыма, отведённую на её содержание, жена имела право забрать с собой личные вещи.

Абсолютной властью в семье обладал старший мужчина: обычно дед или отец. Он решал, когда и чем будут заниматься его родственники, имел право вмешиваться в дела даже взрослых членов семьи, на любом общем сборе и тем более при выборе подходящей партии для сына или дочери его слово было решающим.

При всем этом об эксплуатации кого-либо речи не шло: обязанности между всеми членами семьи были разделены примерно поровну.

Тэги
Поделитесь статьей