Традиционная языческая религия, соседи-тюрки, христианизация, - есть множество событий и явлений, повлиявших на становление семейных устоев марийцев. К тому же, в жизни мари испокон веков важную роль играло общество. Большинство важных личных решений марийцы принимали с оглядкой на мнение старейшин и соседей.
От рождения до смерти
Любопытные сведения о жизни простых марийцев были собраны в XVII веке Г.Ф. Миллером и И.-Г. Георги - немецкими путешественниками и учёными-энциклопедистами, участвовавшими в Великой Сибирской экспедиции. По свидетельству исследователей, марийская семья была патриархальной. Встречались в семнадцатом столетии и случаи многоженства, правда, существенно реже, чем у соседних народов: удмуртов и чувашей.
Интересное наблюдение приводится в книге Миллера о сложившейся у марийцев традиции имянаречения детей: новорожденному давалось имя того, кто первым придёт в дом после родов. Если же пол гостя не соответствовал полу малыша, право выбрать имела имя для ребёнка оставалось за матерью. В почёте у мари были прежде всего национальные имена.
Особый национальный колорит на протяжении веков сохранялся и в погребально-ритуальных церемониях. Так, вплоть до XIX века, некоторые марийцы своих покойников клали в могилу между двух досок, прикрывая сверху одной большой доской и только затем засыпая тело землёй. Вместе с умершим погребались и ветви ели или пихты: этот обычай связан с народными представлениями о божественной силе деревьев, которым марийцы поклоняются до сих пор.
Развод на лобном месте
Семейная жизнь марийцев подчинялась принятому в общине порядку. При этом, за старейшинами общины оставалась роль "хранителей" устоев и поддержание мира, спокойствия в каждом доме. И действовали эти почтенные люди порой весьма жестко. Например, развестись муж с женой могли только после получения на это согласия шести выборных представителей общины.
При этом развод сопровождался ярко выраженным общественным порицанием и даже осмеянием: разводящихся людей привязывали спинами друг к другу и держали на лобном месте до момента оглашения решения выборными представителями.
Женщине, принявшей решение уйти от мужа по своему желанию, к тому же обрезали косы, чтобы впредь она не смогла носить головной убор замужней. Неудивительно, что разводы у мари встречались крайне редко.
Рационально, но с размахом
В отличии от представителей соседних тюркских народов, марийская молодёжь всегда свободно общалась друг с другом, знакомясь и сходясь по взаимным интересам. Но гуляние под луной – это одно, а создание семьи – совсем другое! Поэтому решающее слово при выборе жениха и невесты оставалось за родителями. Так как лишние женские руки в доме всегда были нужны, молодого человека старались женить как можно раньше: супругу для сына родители начинали присматривать в момент, когда ему исполнялось 14-15 лет. Выбирали девушек из соседних селений, высматривая наиболее выгодную в материальном плане партию.
В свою очередь родители девушек с работницами расставаться не спешили, поэтому марийки обычно оказывались старше своих суженых лет на пять-семь.
Свадебный цикл начинался со смотрин (удыр ончымаш), во время которых согласовывали все детали предстоящего союза, в том числе и день официального сватовства. На смотрины обычно выезжал отец жениха в сопровождении близкого родственника, например, брата или опытной свахи.
В день сватовства в дом невесты отправлялся жених вместе со сватом и свахой. Ожидая гостей, отец девушки ставил на стол свежеиспечённый каравай хлеба и небольшое блюдечко с топлёным маслом. Обмазанный маслом кусок хлеба передавался по цепочке жених – невеста – отец – невеста – жених, каждый из участвующих при этом откусывал по маленькому кусочку. Таким образом, все присутствующие подтверждали твердость своих намерений. Окончательно брачные договоренности закрепляла мать невесты, принимая от будущего зятя "плату за молоко" - мелкую монетку. С этого момента отозвать согласие на брак было невозможно.
Во время сватовства оговаривался и олын - размер выкупа за невесту, уточнялись детали приданого и формат проведения свадебной церемонии. Формальным завершением сватовства считался обход молодыми людьми всех соседей с приглашением на свадьбу.
Помимо смотрин и сватовства, был еще и сговор – пунчал. В этот день на угощение в дом к невесте приглашались не только сваты с женихом, но и все желающие односельчане. Во время посиделок будущий супруг вовсю расхваливал невесту и своих новых родственников, после чего отдавал отцу нареченной выкуп.
Связанные одним полотенцем
Национальный костюм марийца-жениха состоял из длинной белой холщовой рубашки, украшенной нагрудной вышивкой, и традиционной шляпы с загнутыми краями и петушиным пером. Свадебный наряд марийки был куда богаче: длинное белое льняное платье расшивалось по подолу россыпью монеток, поверх платья девушки надевали два кафтана (белого и зелёного цветов) и повязывали широкий, украшенный вышивкой, фартук. Наряд дополняли роскошные мониста.
Сÿан - марийская свадьба - костюмированное действо, с шумной музыкой и весёлыми танцами под руководством савуша - весельчака-тамады.
В дом невесты жених приезжал на свадебном поезде, с собой в качестве выкупа привозил хмельные напитки. Гостей встречали хлебом, солью и медом. А родственников жениха – еще и подарками: собственноручно сшитой невестой одеждой. После небольшого застолья жениху с невестой накрепко связывали полотенцами руки, тем самым символично скрепляя узы их брака, – и свадебный кортеж, теперь уже вместе с невестой, отправлялся назад, в дом супруга.
Свадебный стол у марийцев не обходился без традиционного хлебного каравая кинде, украшенного туаром - маленьким "пирогом" из творога, в который, на счастье и благополучие, втыкали серебряные монетки. Другие традиционные свадебные угощения - жаренный петух, яйца, блины, мёд, молоко и квас.
Тамада-савуш регулярно прерывал застолье, устраивая танцы.
Танцующие образовывали круг, в центре которого савуш задавал музыкальный темп, помахивая большой кожаной плетью, украшенной разноцветными ленточками.
Внимание гостей во время танцев было приковано к молодым: чем веселее и задорнее их танцы, тем больше почёта и уважения к новой семье.
Отголоски старинных марийских обрядов сохраняются в республике до сих пор. Например, наутро после брачной церемонии невеста обязательно печёт теперь уже законному мужу блины. Не зря же говорят, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок!
Тэги