Потомки Белой Руси эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 5
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Потомки Белой Руси

Белорусов в России чуть более 500 тысяч человек. Большая их часть проживает в Москве и Санкт-Петербурге, в Калининградской области, Карелии, а также в прилегающих к Белоруссии южных регионах России.

Белорусы – народ активный. Свою национальную культуру в России сохраняют охотно и с удовольствием знакомят с нею остальных россиян. В целом по стране можно насчитать более 80 общественных организаций, так или иначе связанных с деятельностью белорусов. В том числе, ФНКА "Белорусы России", НКА "Белорусы Москвы", НКА "Белорусы Югры", белорусский национально-культурный центр в Башкирии "Сябры" и др.

Белорусские традиции

белорусская вышивкаКультурные традиции белорусов складывались под влиянием нескольких живущих по соседству народов: русских, литовцев, украинцев, поляков и евреев. И каждый из них привносил в жизнь белорусов что-то своё, способствуя формированию национальной идентичности и культуры.

Этноним "белорусы" стал популярным только в первой половине XIX века, до этого жителей Белой Руси называли и белорусцами, и литовцами, и русинами, а официальное название этой части Российской империи - Беларусь (или Белоруссия) закрепилось после 1890 года. 

Вплоть до XX века у белорусов сохранилась уходящая в языческие времена славянско-календарная обрядовая традиция.

От Каляды до Сырницы

К одному из важных зимних праздников относятся Коляды (в белорусской транскрипции – Каляды), народные гуляния, которые проводились в период между Сочельником и Крещением. В каждом белорусском селе ряженные парни и девушки таскали за собой "козу" или "медведя" (их обычно изображали переодетые в этих зверей люди): за разыгрываемое у каждого сельского дома представление с распеванием колядок они получали мелкие деньги и сладости. В эти же дни незамужние девушки занимались гаданиями на будущего суженого.

В начале февраля белорусы отмечали Громниц (Грамніц).

Считалось, что именно в этот, один-единственный день зимы, погода может преподнести сюрприз в виде настоящей грозы с громом и молниями!

На Громницы в церквах освещали специальные свечи, которые после службы люди относили домой. Бытовало поверье, что громничные свечки, повешенные в хлеву, отгоняют от дома злых духов, ведьм и прочую, приносящую несчастья, нечисть.

Масленицу белорусы называли ласково, по-простому – маслёнкой и сырницей. Этот праздник отмечался ими довольно скромно, без гуляний, катаний на лошадях и с ледяных горок, – даже масленичное чучело в сёлах не жгли. Да и блины в качестве символического масленичного угощения пришли к белорусам только к концу XIX века: их за праздничным столом макали в растопленное коровье масло.

Весну "кликали" значительно позже – на Благовещенье. Один из старинных, уходящих в языческие времена, белорусских обрядов назывался гуканне вясны и проводился 7 апреля. В этот день собирающиеся на сельском пригорке девчата распевали песни-веснянки, призывая тем самым весну.

От Вялички до Купалле

Неделя перед Пасхой (этот праздник обозначается ещё как Вялікдзень или по-простому – вяличка) у белорусов называется Вербной. Верба в народной жизни играла особую, символическую роль. После церковного освящения вербных букетов крестьяне приносили их в дом и … устраивали всеобщую порку. К счастью, не жесткую: чтобы оздоровить родных, достаточно было слегка похлестывать их прутиками вербы, приговаривая при этом специальные слова. "Доставалось" не только людям, но и имуществу: дом и хозяйственные постройки также получали свою порцию вербной любви. Затем веточки оставляли в красном углу хаты, где они хранились целый год до следующей пасхальной недели. С принятием христианства пришёл и обычай выпекать непосредственно перед Пасхой высокий круглый хлеб, украшенный крестом из теста (он так и называется – пасха).

 

Еще один традиционный для славянских народов праздник – Ивана Купалы (по-белорусски – Купалле). Самую загадочную ночь года молодёжь традиционно проводила возле больших костров, вокруг которых устраивались ритуальные пляски. В огне парни и девчата сжигали собранную за день до этого мелочь и рухлядь, тем самым символически избавляясь от ненужного и неприятного. А наутро девчата и парни уходили на луга собирать различные цветы, травы, растения, – считалось, что именно в этот день они наделяются особыми чудодейственными, охраняющими человека от бед свойствами. 

Поделитесь статьей