Крепкая семья – ценность для всех без исключения кавказских народов, в том числе и аварцев. А день бракосочетания – один из самых важных в жизни. При этом нельзя выделить какого-то одного сценария, в соответствии с которым проходит свадьба: в каждом дагестанском ауле приняты свои особенные, различимые в нюансах традиции и обычаи.
Аварская свадьба
В прошлом семейные отношения регулировались адатами – нормами обычного права. В соответствии с ними требовалось, к примеру, чтобы новобрачные были выходцами из равных по влиятельности, значимости и авторитетности среди соплеменников семей. Вплоть до конца XIX жених и невеста подбирались друг другу в пределах одного тухума: особо предпочтительны были союзы между родственниками и однофамильцами, односельчанами. Межнациональные браки у аварцев до середины прошлого века были явлением крайне редким.
Когда-то среди аварского народа практиковались свадьбы по родительскому сговору. Бывало, что жених и невеста встречались на церемонии бракосочетания впервые. Кстати, зачастую такие семьи оказывались наиболее прочными, что не так уж и удивительно: при создании пар родители учитывали очень много факторов, на которые не обращают внимание молодые люди. Например, пристально приглядывались к матери невесты, подыскивая скромную, трудолюбивую и добропорядочную женщину. Такая просто не может воспитать недостойную дочь!
Особенно часто этим принципом пользовались в случае так называемых "колыбельных браков", когда невесту маленькому сыну подбирали еще в младенчестве.
Девушку с самого раннего детства морально готовили к её женскому предназначению: выйти замуж за смелого и хозяйственного парня-аварца. Параллельно родители готовились к свадьбе материально, собирая приданое, состоявшее, из спальных принадлежностей, украшений, медной и серебряной посуды. Ударить в грязь лицом в этом вопросе было нельзя: перед самой свадьбой обязательно проходила оценка приданого перед лицом собравшихся со всего аула родственников и односельчан.
Досвадебное общение между юношей и девушкой строго запрещалось. При этом, свадьбы не по предварительной договоренности тоже не были редкостью. Чтобы предложить руку и сердце, жених навещал отчий дом своей избранницы, оставляя в нём кинжал, шапку или любой другой личный предмет. Только получив от невесты формальное согласие, молодой аварец отправлял к родителям своей невесты маму, сестру или другую женщину-родственницу, которые должны были обговорить все условия будущей церемонии детально.
Аварская свадьба занимала несколько суток. Первый день торжества "гуляли" в доме самого близкого жениху друга: накрывался богатый стол, выбирался хозяин застолья и тамада. Второй свадебный день проходил в жилище жениха, куда в сопровождении подруг приходила празднично наряженная и укутанная покрывалом невеста. После обязательной церемонии выкупа, свекровь вручала невестке специальный подарок и провожала девушку в отдельную комнату, в которой ей вместе с подругами предстояло находиться вплоть до окончания свадьбы. Интересно, что "откупов" и "выкупов" во время аварской свадьбы было несколько. Помимо классического и привычного – за невесту – друзьям жениха приходилось умасливать подружек невесты, которые пытались "выкрасть" новоиспеченного супруга. А через пару дней, когда невеста выходила из дома, чтобы набрать воды, уже ее подруги откупались сладостями от гостей, которые всячески мешали девушке подойти к колодцу.
Семейная жизнь аварцев
Свадьба-свадьбой, но самое главное событие – рождение первенца. Желанным в первую очередь было появление на свет сына, но и дочери аварцы тоже радовались. О рождении младенца глава семьи оповещал односельчан громкими выстрелами из ружья. Имя новорожденному у аварцев было принято выбирать во время общесемейного застолья по случаю рождения ребенка.
У аварцев ценилась супружеская верность. В случае измены дело могло кончиться кровной местью. Согласно адату, причиной для нее могло служить как нарушение брачного договора, так и осквернение домашнего очага. Впрочем, уже к середине XIX века эти обычаи себя практически изжили.
В бытовом плане власть мужа, главы семейства, не была абсолютной: женщины имели право решать внутренние проблемы наравне с мужем. И тем не менее существовало чёткое разделение зон ответственности мужчин и женщин. Так, хозяин дома отвечал за всё материальное имущество и за судьбы детей.
В жизни аварской семьи до сих пор наблюдается своеобразная отчужденность между мужской частью дома и женской. Женщина с детьми, как правило, живёт в одной комнате, её муж – в другой. Даже мальчики вплоть до достижения 15 лет ночуют в одной комнате с матерью. Такого же рода отчуждённость сохраняется и в отношениях между свёкром и невесткой: молодая женщина не имеет права заговаривать с главой дома, а на его вопросы должна отвечать коротко и строго по делу.
Интересные факты об аварцах
- Вплоть до 1928 года аварцы использовали письменность на основе арабского алфавита, затем в течение десяти лет - латинский алфавит, и только с 1938 года перешли на кириллицу.
- В наименованиях дней недели в аварском языке можно найти отголоски религий, в разное время преобладавших на Кавказе. Так, слово "шаммат" (суббота) явно пришло из иудаизма (сравните с шаббатом у евреев). Четверг аварцы, как и христиане, обозначают "рыбным днём", а слово "рузман" (пятница) пришло в язык из иранского.
- Один из известнейших аварцев - знаменитый советский поэт Расул Гамзатов. Помимо собственного богатого поэтического наследия, он оставил переводы на родной язык произведений множества классиков русской литературы: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина и В. В. Маяковского. В республике Гамзатова называют "дагестанским Пушкиным". В его честь названы улицы, театры, библиотеки и даже один из астероидов.
Фото на главной странице - "Горянка Амина", Магомед Магомедов, конкурс "Дети России".