В Москве 2 ноября начался суд над директором Библиотеки украинской литературы Натальей Шариной, которая обвиняется в экстремизме и в растрате. Шарина свою вину не признала и выразила надежду, что в ходе разбирательства будут рассмотрены документы, свидетельствующие "о совершенно обратных выводах", сообщило издание "Медиазона" (издание признано в России иностранным агентом).
Директор библиотеки отметила, что обвинение по ст.160 УК РФ (Растрата) ей понятно, а по ст. 282 УК РФ (Экстремизм) – нет. "Своей вины я не чувствую. И сущность обвинения мне не понятна. Я бы просила разъяснить мне, какие именно я совершила действия, направленные на разжигание вражды и ненависти", — рассказала она.
По словам прокурора, Шариной вменяется то, что она приобрела и разместила на стеллажах в общем доступе запрещенные издания. По мнению директора библиотеки, из этих слов выходит, что состав обвинения по 282-й статье заключается в расставлении книг по стеллажам. "Формулировка в обвинительном заключении не соответствует тому, о чем сейчас шла речь", — отметила она. Ее адвокат Иван Павлов также подчеркнул, что прямой умысел "не только не доказан, но и не обозначен даже намеком", и мотивы преступления неясны.
Наталью Шарину задержали в октябре 2015 года в результате обысков в Библиотеке украинской литературы в Москве: следствие утверждает, что среди читателей распространялось издание Дмитрия Корчинского, которое суд признал экстремистским и запретил использовать. Также Шарину обвиняют в оплате адвокатских услуг из денег, предназначенных для выплаты юристам библиотеки. Уголовное дело возбуждено по ст.282 УК РФ (Возбуждение ненависти либо вражды) и ст.160 УК РФ (Присвоение или растрата). Саму Библиотеку украинской литературы решено сделать частью Центра славянских культур.