Как называется традиционное жилище бурятов, какой народ готовит кимчи и как выглядит национальный костюм узбека – на эти и другие вопросы о народах России волгоградские школьники ответили в рамках пробного аналитического этнографического теста. Детский вариант этнодиктанта прошел в Волгограде по инициативе регионального отделения гильдии межэтнической журналистики при поддержке комитета по делам национальностей и казачества. О результатах эксперимента читайте в нашем материале.
Восполнить пробел
В начале октября Большой этнографический диктант написали более 80 тысяч человек по всей стране от Владивостока до Калининграда. Его результаты позволят оценить уровень знаний россиян о народах, населяющих Российскую Федерацию. Стать участником этой акции мог любой желающий от 15 лет. Детская же аудитория, которая в силу возраста не могла выполнить взрослые задания, осталась неохваченной. Восполнить этот пробел и составить аналогичный тест для школьников решила член волгоградского регионального отделения Гильдии межэтнической журналистики, автор программы "Жить вместе!" Светлана Юричева. Инициативу поддержали в комитете по делам национальностей и казачества Волгоградской области.
— Идея провести аналитический этнографический тест среди школьников возникла после разговора со студентами, которые в один голос говорили, что об этнической грамотности нужно задумываться еще в школе — лет так с 10, — говорит Светлана Юричева. — Составляла тест с учетом знаний в этой сфере своей дочери, которой сейчас 12 лет. Она и стала для меня ориентиром.
Пробный тест накануне выполнили обучающиеся 6-го класса гимназии № 3 г. Волгограда. А перед тем, как приступить к выполнению заданий, гимназистам рассказали о народах, проживающих в регионе, и почему так важно знакомиться с обычаями каждого этноса.
Один к тридцати
Школьникам предстояло ответить на семь вопросов с иллюстрациями. Особое внимание уделялось национальным и религиозным обычаям и праздникам.
Так, экзаменующимся предложили соотнести названия традиционных жилищ, блюд, костюмов с народами, определить, как называется религиозное сооружение одной из мировых религий, указать свою этническую принадлежность. Среди ответов здесь прозвучало "русский белорус", "донская казачка", "грузины, русская", "русско-кореец".
"Все понятно и легко, мы с мамой дома часто говорим на эти темы", "Некоторые вопросы трудные. Мне, например, не знаком такой народ, как ненцы", говорили в ходе выполнения работы участники этнотеста.
Правда, несмотря на кажущуюся легкость заданий, результаты среза оказались неутешительными и впечатляют даже в масштабах одной детской аудитории. Из 29 работ только в двух допущено по одной ошибке, треть участников ответила правильно на два вопроса. Остальные набрали по одному баллу максимум.
— В одной из работ в слове "ненцы" вторая буква "н" была аккуратно исправлена на "м", — поделились итогами теста в комитете. — Это говорит о том, что ребенок в принципе ничего не слышал о таком народе и, увидев незнакомое название, посчитал, что такого народа нет, и исправил "досадную ошибку".
Лидером по количеству правильных ответов стал вопрос о культовых сооружениях. И если костел и ступа вызывали вопросы, то мечеть почти безошибочно школьники соотнесли с исламом. Такие результаты наталкивают на мысли о том, что эти понятия узнаваемыми стали не случайно. И ислам, и мечеть зачастую становятся маркером терроризма — одной из актуальных тем в информационном поле страны. Такие ответы дают сигнал взрослым и возможность осознать, насколько то, что транслируют современные СМИ, влияет на сознание детей.
— Дети по натуре своей очень непосредственные, — комментирует ситуацию сотрудник областного Комитета по делам национальностей и казачества Николай Москаленко. — Они как мыслят, так и говорят, соответственно, можно сделать вывод, какие вопросы попадают в круг их интересов.
И все же, несмотря на то что минисрез указал на явные пробелы в этнограмотности, главная его задача состояла, скорее, в том, чтобы вызвать у школьников интерес к этой теме.
— Мы видим, на какие группы вопросов дети отвечают очень уверенно, может быть, они слышат это в семье, видят по телевизору. Есть и другие, которые вызывают трудности. Если несколько человек, придя домой, прежде чем залезть во "Вконтакт", найдут в сети или узнают у родителей ответ на возникший сегодня вопрос, значит, вся наша работа была проведена не зря, — считают в комитете.
На будущий год, надеются волгоградцы, к детскому этнотесту присоединится уже вся Россия.
Тэги