"Из всех искусств для нас важнейшим является кино" - в День российского кино эту фразу Ленина не вспомнил только ленивый. "НацАкцент" поинтересовался, как поживает этническая тематика в современном российском кинематографе.
Несмотря на то, что первый показ фильма отечественного производства "Понизовая вольница" произошел еще в Российской империи, День российского кино в нашей стране отмечается 27 августа — в день, когда был принят декрет о национализации кинодела в Советской России. Вслед за национально-территориальными границами каждая из республик со временем обзавелась своей киностудей. Это был знак своего рода символ полноценности титульного народа - есть и своя государственность, и даже своё кинопроизводтво. Так появлись Арменфильм, Азербайджанфильм, Беларусьфильм, Грузия-фильм, Казахфильм, Киргизфильм, Молдовафильм, Таджикфильм, Туркменфильм, Узбекфильм, а также Таллинская, Рижская, Литовская киностудии. Все они хоть и снимали ленты о жизни советских людей, но каждая со своим национальным колоритом. Впрочем, утверждают киноведы, о национальной самобытности в этих фильмах речь не шла — традиции были в основном декорациями.
Расцвет российского кино после распада СССР пришелся на начало нулевых, а этнический "киноподъем" начался и того позже — когда технически стало возможно даже с помощью полупрофессиональной апааратуры и умелых рук получить довольно качественную картинку. Нельзя игнорировать и включение в этот процесс республиканских элит, которые тоже начали рассматривать наличие "своего" кино, как маркер состоятельности и следующую степень легитимизации своего народа. Не случайно практически все российские республики в той или иной степени финансировали собственное кинопроизводство.
Из последних кинолент с этнической тематикой можно вспомнить "Красный лед. Сага о хантах" Олега Фесенко (2009), татарскую "Орду" Андрея Прошкина (2012), "Тайну Чингисхана" Андрея Борисова (2012), "Небесные жены луговых мари" Алексея Федорченко (2012), башкирский "Етеган" Айсыуака Юмагулова (2014), "Булаг" (Святой источник) бурятского режиссера Солбона Лыгденова (2014), "Белый ягель" Владимира Тумаева (2014), фильм на удмуртском языке "Пузкар" ("Гнездо") (2014). Что-то из этого списка было снято по лекалам голливудских блокбастеров, а что-то оказалось попыткой народа осознать себя и свое место в современном мире.
Конечно, не все попытки показать этническую культуру и традиции нашли отклик у публики и были положительно восприняты. Но, как оказалось, даже отрицательный пример может стать стимулом. К примеру, марийцы, крайне негативно воспринявшие снятых для зарубежных кинофестивалей "Небесных жен", открыли собственную частную киностудию "Марикино". В 2013 году в прокат вышла их первая картина "Ял ӱбалне мужыр йӱксӧ" ("Над деревней пара лебедей") на марийском языке. Выходит на серьезный уровень "Чеченфильм", недавно представивший на суд зрителей свой первый художественный фильм "Деган аз" (Зов сердца).
В то время как другие российские народы черпают вдохновение в своем героическом прошлом или мистических обрядах, русское авторское кино старается зафиксировать действительность. И это при том, что казалось бы, все русское уже давно растворилось в российском! Однако русская тема обнаруживает себя в документальных фильмах: таких как цикл "Счастливые люди" Дмитрия Васюкова о жизни сибирских охотников или "Атлантида Русского Севера" Софьи Горленко. Почти документально фиксируют жизнь современного русского человека получившие немало призов "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" Андрея Кончаловского (2014) и нашумевший "Левиафан" Андрея Звягинцева (2014). Этим они разительно отличаются от современных российских фильмов-однодневок непопулярных настолько, что время от времени для них просят выделить квоты в кинотеатрах. Министр культуры Владимир Мединский уже заявил, что государство впредь не будет поддерживать фильмы вроде "Левиафана", и это несмотря на то, что острота дискуссии, разгоревшейся вокруг него, явно указывает на некие болевые точки общества.
А вот межнациональных тем среди них, к счастью, нет. Поэтому в кино они представлены в основном комедиями: "Ч/Б", в котором кавказец стал ангелом-хранителем скинхеда, ситком "Дружба народов" — о семье лезгина и казачки. Снять серьезный фильм о терпимости и взаимоуважении попытался Олег Галицкий. Сейчас его "Самолет" — о том, как национальные и религиозные различия теряют значение перед лицом катастрофы — путешествует по российским и зарубежным кинофестивалям.
Грядущий 2016-й год объявлен Годом кино. Хорошо, если он не пройдет даром для встающей на ноги этнической киноиндустрии. Хочется увидеть новые проекты, богатые не только национальным колоритом, но и идейным содержанием. Увидеть фильмы не восхваляющие отдельный народ, а объединяющие всю нашу многонациональную страну. Вот тогда, пожалуй, современное российское кино действительно можно будет назвать важнейшим из искусств.
Тэги