Экспозиция Дома ремёсел Псковского областного центра народного творчества недавно пополнилась изготовленными вручную современными репликами традиционных для Псковской губернии элементов народного костюма, и в том числе знаменитого торопецкого шишака.
Модная революция
– Настоящий костюм в традиционном стиле очень непросто изготовить, а тем более псковский, которого, по мнению некоторых этнографов, вообще не существует, – объясняет главный специалист отдела декоративно-прикладного творчества Псковского областного центра Наталья Бочина. – Возьмите, к примеру, Рязанскую губернию. Сохранились оригинальные рязанские костюмы какого хочешь уезда, а псковского вы не найдёте и в самых богатых музейных коллекциях. Даже в собрании Российского этнографического музея.
По словам Натальи Алексеевны, некоторые этнографы считают, что псковский русский костюм просто-напросто не успел сформироваться. Ведь псковичи всегда были слишком подвержены чужому влиянию, поскольку исстари живут бок о бок с другими народами и многое перенимают у соседей, включая манеру одеваться.
Строительство Санкт-Петербурга к тому же привело к ускоренной урбанизации жителей псковской глубинки, которые рано научились подражать городскому населению.
– Главными переносчиками заразы под названием "мода", конечно же, были мужчины, – продолжает Наталья Бочина. – Ведь они уходили на заработки в Северную столицу, а потом привозили оттуда своим жёнам обновки: шали, зонтики, митенки… В итоге мещанский стиль овладел псковской деревней раньше, чем где-либо ещё, а наряды из бабушкиных сундуков быстрее потеряли свою значимость. Если же где-то в совсем глухих псковских деревнях и сохранялся традиционный, изготовленный вручную женский костюм (мужчины, как известно, везде одевались более или менее одинаково), то после многочисленных войн и пожарищ XX века от него не осталось и следа. Много вы знаете образчиков старинной псковской резьбы по дереву? Вот и с костюмами та же беда.
От добра поддобра не ищут
По словам Натальи Бочиной, известно, что у каждой уважающей себя псковской крестьянки в сундуке было "доброе", "поддоброе" и "третье". В принципе это три одинаковых по крою набора одежды. Разница заключалась только в качестве ткани и богатстве декора.
В "доброе" прапрапрабабушки нынешних псковичек наряжались, может быть, всего несколько раз в жизни, и прежде всего на собственную свадьбу. Это были самые красивые, часто доставшиеся им по наследству рубашки и сарафаны.
В "поддобром" крестьянка ходила по дому и в люди, это будничная одежда на каждый день. А "третье" надевала тогда, когда надо было, например, идти в хлев – скотину "обряжать".
В изданном Российским музеем этнографии атласе крестьянской одежды есть фотография псковской красной ферязи явно из разряда "поддоброго". Это верхняя женская одежда с прорезями для рук и длинными ложными рукавами, которые либо завязывались за спиной, либо ниспадали до земли по бокам.
Для экспозиции Псковского дома ремёсел такую же ферязь сшила известная в Пскове мастерица кройки и шитья Людмила Шульгина.
В Поганкиных палатах Псковского музея-заповедника выставлен также подлинный свадебный штофный сарафан псковской крестьянки первой половины XVIII века – вне всяких сомнений, одежда из категории "доброе".
Воспроизвести этот косоклинный, подбитый ватой распашной сарафан из парчи и шёлка и сегодня затея не из дешёвых. Поэтому Псковский дом ремёсел заказал известной новгородской мастерице, члену Союза художников России Дине Чайниковой почти такой же сарафан с "золотыми" позументами, но только из набивного ситца с похожими цветочными мотивами.
Царевна-лягушка
Зато к этому сарафану прилагается удивительная вещь ручной работы – мастерски выполненная Диной Чайниковой копия псковского шишака – правда, расшитого не натуральным жемчугом, а искусственным бисером. Такой же шишак есть на фотографии из знаменитой коллекции Шабельских. Там девушка к тому же одета в жилетку из меха то ли бобра, то ли выдры.
Что означали эти жемчужные шишечки на псковских шишаках? Многие исследователи утверждают, что они символизируют зерно, семя и сулили хозяйке подобного головного убора необычайную плодовитость.
– К тому же такие шишечки могли имитировать жабьи "бородавки", поскольку жаба является древнейшим символом плодовитости и почиталась за своё якобы волшебное свойство приносить людям достаток не только на Востоке. Люди в такие шишаки, без сомнения, верили, как верили, например, в то, что трижды использованные для венчания полотенца способны излечить даже от самой тяжёлой хвори, – поясняет Наталья Бочина. – На самом деле ни у кого, кроме как у крестьянок Торопецкого уезда, никто таких шишаков не видел, поэтому я думаю, что этот головной убор носили только женщины южных окраин тогдашней Псковской губернии. А самым распространённым праздничным головным убором псковички, скорее всего, был такой, как на фотографии из коллекции Государственного исторического музея.
Этот так же щедро расшитый жемчугом кокошник второй половины XIX века в форме ведёрка с жемчужной обнизью теперь тоже имеется в коллекции Псковского дома ремёсел. Вернее, его бисерная современная копия работы всё той же Дины Чайниковой.
Однако посетителей Дома ремёсел больше интересует шишак. Говорят, в своё время псковские шишаки до того восхитили императрицу Екатерину II, что она заказала себе сразу несколько кукол в таких головных уборах. В Псковском доме ремёсел тоже есть традиционная кукла в псковском шишаке, сделанная известной новгородской художницей Ольгой Олонцевой.
А вот псковские мастерицы на шишаки пока почему-то не замахиваются, даже в кукольном масштабе. Может, ближе к Международным Ганзейским дням, которые будут проходить в Пскове в 2019 году, псковички всё-таки постараются вспомнить, как подобает выглядеть празднично одетой женщине из приличной семьи, если она не хочет показаться белоручкой. И снова научатся мастерить себе "добрые" головные уборы, которые можно завещать внучкам да правнучкам, чтобы они тоже чуть-чуть почувствовали себя царевнами-лягушками.
Тэги