Родной язык эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 1
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Родной язык

В конце апреля в Татарстане уже в 24 раз отметили День родного языка. Вокруг него сконцентрировали целую плеяду мероприятий, так, чтобы не было сомнений, о каком именно родном языке идет речь.

Прежде всего сам праздник приурочили ко дню рождения татарского поэта Габдуллы Тукая. Накануне в Казани прошел международный фестиваль молодых тюркоязычных писателей. Торжественный концерт с вручением премий им. Габдуллы Тукая состоялся в Татарском академическом государственном театре. А еще у памятника поэту прошел поэтический митинг, после которого возложение цветов.  

Впрочем, на самом празднике мэр Казани Ильсур Метшин дипломатично заявил, что у каждого жителя Татарстана есть возможность говорить на родном языке и воспитывать на нем своих детей: "Главное достояние нашей республики, нашего города – это наш многонациональный народ. Этот хрупкий, но очень нужный мир состоит в том числе из уважительного отношения к родному языку. Мы должны сделать все возможное, чтобы люди говорили на родном языке, это очень важно".

Татарский язык является в республике одним из двух государственных языков наравне с русским. Однако в школах именно татарский изучают как родной. "НацАкцент" узнал мнения экспертов и активных горожан о состоянии татарского языка в Татарстане в частности и в России - в целом.

Депутаты Госдумы, председатель татарской ФНКА Ильдар Гильмутдинов считает, что в Татарстане власти и федеральные, и региональные создали все условия для изучения и популяризации татарского языка. По словам депутата, язык учат в детсадах и в школах, почти наравне с русским. Проводятся фестиваль, конкурсы. Выделяются гранты на языковые проекты. Дальше, по мнению Гильмутдинов, все зависит от детей и родителей: некоторые учатся спустя рукава.

Хуже обстоят дела с изучением татарского языка в других регионах России, отметил Гильмутдинов. Государственные программы не предполагают изучения татарского языка как родного в других регионах, заявил лидер татарской ФНКА. В итоге татарский учат в школах с этническим компонентом, которых в регионах по одной-две. Кроме того, татары живущие вдали от Татарстана не учат своих детей родному языку, да и сами забывают его, а молодежь вообще не говорит по-татарски. В Татарстане есть программы по сохранению языка в других регионах. Но их, по мнению Гильмутдинова, недостаточно и государственным структурам следовало бы уделить больше внимания сохранению татарского языка за пределами Татарстана.
 
С такой точкой зрения совершенно не согласны другие общественники и эксперты, которые, напротив, говорят об излишней заботе чиновников о татарском языке. Настолько чрезмерной, что это приводит к нарушению языковых прав представителей других национальностей и, как результат, возникновению межэтнической напряженности в обществе. Именно в Татарстане давно набирает обороты общественное движение против обязательного изучения татарского языка детьми нетатарской национальности.  
 
Руководитель Центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования Минобрнауки России Ольга Артеменко согласна с тем, что в Татарстане делают многое для сохранения татарского языка и тратят на это немалые средства по сравнению с другими республиками. Однако она обратила внимание: несмотря на то, что праздник называется Днем родного языка и республика является многонациональной, в Татарстане отмечают исключительно день татарского языка, про родные языки остальных жителей почему-то даже не вспоминают.

При всех усилиях, которые чиновники Татарстана прикладывают к популяризации татарского языка, Артеменко считает языковую политику в этом российском регионе неэффективной. Принудительное обучение всех детей литературному татарскому языку на грамматической основе, по ее словам, даже вызывает межэтническое напряжение. Вплоть до того, что в спор по содержанию учебных программ вовлекаются общественные организации. Это, по мнению эксперта, означает, что языковая политика является еще и политически неграмотной: "Нужно формировать положительные мотивы у детей и использовать вариативность в системе образования, учитывая языковую ситуацию. Заставить насильно всех знать язык, который в дальнейшем не будет использован даже в семье, значить  сформировать только  отрицательный мотив к этому языку и косвенно к носителям этого языка".

Председатель общества русской культуры Республики Татарстан Михаил Щеглов  рассматривает День родного языка как позитивный праздник. Он считает, что именно таким путем нужно сохранять и развивать татарский язык. А вот насаждение языка в школе общественник не приветствует. По его наблюдениям, 20 лет обязательного изучения татарского для всех детей показали, что русскоязычные школьники татарский как предмет просто игнорируют и в жизни потом не используют. Щеглов считает, что популяризировать татарский нужно путем добровольного изучения, работы с татарскими семьями и родителями, которые прививали бы любовь к языку своим детям. Для этнических татар язык нужно продвигать во всех направлениях, отметил Михаил Щеглов.
 
Молодые национальные активисты из числа представителей самих этнических татар видят ситуацию иначе. Руководитель Союза татарской молодежи "Азатлык" Наиль Набиуллин считает, что татарский язык в республике находится в катастрофическом положении. По его словам, государственные структуры только создают видимость повсеместного изучения и применения языка. По словам Набиуллина, в Казани всего 13 татарских школ, из которых только две он считает "по-настоящему татарскими". Национал-активист говорит, что до сих пор в республике нет вузов и сузов, где обучение велось бы на татарском. По его мнению, чтобы татарский стал по-настоящему государственным языком, в Татарстане  нужно ввести обязательную проверку на знание татарского при приеме в вузы и на работу.

Итак, большинство экспертов признает, что власти Татарстана многое делают для развития татарского языка как внутри республики, так и за ее пределами. А вот с методами популяризации языка согласны отнюдь не все: одни считают их недостаточными, другие — избыточными. Возможно, к 25-летию празднования Дня родного языка в Татарстане будут внедрены такие формы работы, чтобы в республике был, наконец, найден языковой компромисс.     

Тэги
Поделитесь статьей