Информация о том, что президент страны экстренно – в течение месяца (!) – поручил правительству придумать, как будет работать Федеральное агентство по делам национальностей, взбудоражила и политиков, и национальных активистов.
Со своим пятачком
Под разговоры об оптимизации чиновничьего аппарата и ощутимый секвестр бюджета нынешнего года известие о новом федеральном ведомстве прежде всего вызывает вопрос о деньгах. Неужели дадут?! Увы, нет. Ни прямых, ни косвенных признаков увеличения финансирования госнацполитики не наблюдается. Хорошо, если всё останется хотя бы в рамках принятой ещё полтора года назад Федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России". А это в нынешнем году лишь 338 млн рублей на всю страну. Причём на условиях софинансирования, когда, чтобы получить рубль из федеральной казны, надо вложить из регионального бюджета пусть не 30 копеек, как в прошлом году, но не меньше пятачка, т.е. 5%.
Буквально в минувшую пятницу закончился приём региональных заявок и на момент сдачи номера известно, что 43 региона получат вожделенную помощь. Это на 10% больше, чем в 2014 году. Но ведь на этом все средства года и закончатся! Чем же займётся агентство в оставшиеся 9 месяцев?
Время собирать камни?
Сегодня в той или иной степени национальным вопросом занимаются сразу несколько ведомств. Федеральная миграционная служба – до недавнего времени в виде адаптации мигрантов, Минюст ведает казачеством, Россотрудничество контактирует с соотечественниками. А ещё ведь есть профильные министерства по Дальнему Востоку, Северному Кавказу и Крыму. Разве в их работе нет национального компонента или межнациональных вопросов?
Упрёков в размывании ответственности за нацвопрос в последнее время было не счесть. Только как теперь со всем этим быть? Собирать всё в одно целое? Вместе с людьми и бюджетами? Или без того и другого? Вопрос большой и интересный. Ясно, что и матёрые и ещё не оперившиеся ведомства будут защищать себя всеми силами административного ресурса – это закон бюрократической жизни.
Хорошо, если Роснац (назовём его пока так для краткости) останется в лоне Министерства культуры, где буквально на днях был утверждён профильный замминистра. Это позволит новому ведомству опереться хоть на какую-то внятную структуру в регионах и в правительстве. Ведь упомянутое в некоторых комментариях прямое подчинение будущего агентства главе кабинета министров только звучит красиво, а на самом деле более чем проблематично и таит в себе массу неудобств. Не будет же в самом деле руководитель агентства постоянно отвлекать премьер-министра, да и к курирующему нацвопрос вице-премьеру Александру Хлопонину часто не набегаешься – он реально загружен не менее важными темами природопользования, регулирования алкогольного рынка и т.д. Но бегать-то особенно на первых порах придётся немало, иначе эффективную работу не запустить. К тому же практика показывает, что такие слишком самостоятельные агентства долго не живут. Однако ещё одного реформирования профильного ведомства тема межнациональных отношений может и не пережить. В новейшей истории её футболили от души, а она всякий раз из последних сил, словно птица феникс, – возрождалась (см. справку "НА").
Кадры решают всё
Когда в сентябре прошлого года президент решил упразднить Министерство регионального развития, в его штате числилось более 600 человек. И даже тогда главный вопрос был – сохранить кадры, способные заниматься столь деликатной темой, как межнациональные отношения. Таковых насчитывалось в Минрегионе лишь 45 человек, а в департамент межнациональных отношений Министерства культуры, которое теперь отвечает за реализацию госнацполитики, добрались и вовсе 26 из них. Остальные быстро нашли себя в других структурах – менее пыльных и более денежных. Для сравнения численность сотрудников в других федеральных агентствах в несколько раз больше: в Росмолодёжи трудится 50 человек, в Ростуризме – 85, а в Роспечати вообще более 170!
И дело не в механическом наборе людей. Самое сложное в современной госнацполитике – найти квалифицированные кадры. Без них задыхаются и в регионах, и в центре. Однако массовую подготовку кадров ещё только планируют наладить в рамках всё той же уже упомянутой ФЦП. Словом, вопросов на сегодняшний день намного больше, чем ответов. Однако и ждать осталось недолго – 15 апреля должны быть обнародованы детали работы и алгоритм нового федерального агентства по делам национальностей. И всем очень не терпится узнать, какие реальные рычаги будут в руках нового органа, чтобы он не просто головой своего руководителя отвечал за любые возможные проблемы на этом фронте, но ещё и имел возможность на что-то по-настоящему влиять.
Тэги