Госдума РФ работает над законопроектом о запрете российским тату-мастерам делать татуировки в виде свастики и других нацистских символов.
Кто-то считает бодиарт – настоящим искусством и отличным способом самовыражения. А кто-то уделом дикарей и уголовников. Однако расписывать себя человек начал с незапамятных времен.
Загадочная принцесса
Яркий пример тому - найденная на Алтае Укокская принцесса, руки которой сплошь покрыты татуировками. Вот как описаны эти тату участницей экспедиции Натальей Польсмак, доктором исторических наук: "На левом плече изображено фантастическое животное: олень с перекрученным туловищем, клювом грифона и рогами козерога. Ниже, в такой же позе, выколот баран с запрокинутой назад головой, у его ног – пятнистый барс, с длинным, извивающимся хвостом. Под барсом еще один фантастический зверь: длинные когтистые лапы, полосатый хвост тигра, туловище оленя и голова грифона. На запястье опять же олень, с большими ветвистыми рогами". Существует предположение, что это изображения Архара и Ирбиса – тотемов рода умершей женщины. По легенде именно снежные барсы охраняют дорогу в волшебную Шамбалу, открывая туда путь человеку только после того, как он покидает наш бренный мир. Животные эти священны, и на Алтае на них никогда не охотятся.
Современник загадочной принцессы, древнегреческий историк Геродот писал о населяющих Алтай племенах скифов, умеющих обращаться в грифонов, стерегущих горное золото. Возможно, женщина с рисунком сказочной птицы на плече была жрицей. Однако не у нее одной обнаружены подобные татуировки. Несколько захоронений воинов, найденных поблизости, тоже отличались схожими нательными рисунками.
Союз магии и практики
Мифические свойства, которые люди с древних времен приписывали татуировкам, служили побудительным мотивом для их нанесения. Одни картинки защищали от злых духов, другие притягивали удачу, третьи – помогали одолеть врага.
"Интересно, что многие мои клиенты верят в это и сегодня, – говорит Валерий Морозов, мастер салона "Тату-Шарм". – Если раньше без особого разбора накалывали какие-то иероглифы и кельтские орнаменты, то в последнее время замечаю, молодежь все больше стремиться возвратится к истокам. Запечатлеть на себе какие-то национальные символы или семейные реликвии. Одна девушка так и сказала: "Хочу рассматривать старые альбомы и чувствовать настоящую, близость со своими родственниками: у меня губы бабушки мои губы, глаза - двоюродного дяди, а на запястье татуировка такая же, как у прадеда".
Однако существовал и утилитарный подход к нательной росписи. Например, индейцы северо-запада США, украшают себя нарисованными перстнями и браслетами. Дешево и практично. И даже обручальное кольцо они порой выкалывают на пальце. Согласитесь, очень весомое подтверждение серьезности намерений. Ведь ни снять, ни потерять такое украшение просто невозможно.
В древности у многих народов рисунки на теле выполняли скорее информационную, нежели эстетическую функцию. Они служили аналогом нынешних официальных документов, позволяя сразу определить, из какого племени происходит человек, каков его социальный статус, сколько ему лет и т.д. В течение жизни на животе, спине, ногах и руках последовательно отображалась вся биография личности. Наиболее значимыми и, следовательно, зафиксированными должным образом, считались обряд инициации, военные успехи, женитьба или замужество.
Во многих африканских племенах особым рисунком на коже женщины отмечали рождение каждого ребенка: с одной стороны – предмет гордости, с другой – лишнее напоминание о родительской ответственности. В Индонезии татуировки часто носили кастовый характер. Девушки из благородных семейств покрывали узорами только лоб. А простолюдинки – все лицо. В некоторых областях Новой Гвинеи считалось, что неразрисованный человек ничем не отличается от животного, а в Центральной Полинезии нельзя было нетатуированной рукой, считавшейся нечистой, брать или подавать пищу.
Забавно, что на Маркизских островах мастерам тату предписывалось лишь в основном следовать традиционным канонам, проявляя при этом неограниченную личную фантазию. А вот от таитянских художников требовалось абсолютно точное воспроизведение определенных образцов. Некоторых австралийцев татуировки сопровождали и после смерти. Покойнику клали на лицо ткань с узором, имитирующим нательный, считалось, это облегчит ему переход в иной мир.
Панацея от всех болезней
Достаточно распространены были татуировки и на российском севере. По тамговым, руническим, т.е. содержащим определенный знак, татуировкам, ханты, манси и отдельных тунгусские этносы идентифицировали друг друга. Чукчи обозначали поверженного врага точкой на внутренней стороне правого запястья. У опытных воинов такие отметины часто сливались в прямую линию, идущую до самого локтя! Известный исследователь Чукотки Владимир Богораз заметил, что бездетные женщины нередко выкалывали на щеке три равноудаленные линии - от бесплодия. Мужчины наносили геометрические знаки в уголках губ - обереги от злых духов.
У манси весьма распространен в татуировках образ парящей птицы. По представлениям этого народа у человека 2 души, и одна из них – урт, как раз и являла собой пернатое существо. Во время сна она могла покинуть человека и отправиться в загробный мир. Чтобы этого не случилось, манси изображали ее на плече: "теперь душа будет иметь товарища, и никуда не улетит", - надеялись они. Характерно, что такую наколку делали обычно в пожилом возрасте или во время болезни, видимо, желая отсрочить кончину.
С медицинскими целями татуировку использовали и тибетцы, нанося их на точки для иглоукалывания, и добавляя в красящий пигмент лекарственные травы. Эскимосы разработали для каждой болезни свою конфигурацию "целебных" линий. Например, при нервном истощении они накалывали между бровей схематичное изображение человечка.
"Сейчас мифический, практический и эстетический смыслы татуировок все чаще сливаются воедино, - продолжает Валерий Морозов. - Но все равно, не стоит делать наколки "от балды". Сначала узнайте точное значение того или иного изображения, хорошо подумайте, подойдет ли оно вам, ведь это не рубашка, которую можно снять в любой момент. А если с возрастом, или в силу жизненных обстоятельств ваши воззрения и приоритеты изменятся? Собственное тело начнет тогда раздражать. Мои татуировки рассказывают о том, кто я, откуда пришел, чем занимаюсь, что для меня важно, как для мужчины, мужа и отца, и как замечательно иметь такую семью как моя. А еще мне еще очень запомнились слова одного известного филлипинского тату- мастера: "Татуировки, словно ледоколы открывают врата во все аспекты национальной культуры, которые хотят знать люди. Они могут рассказать обо всем: нашей истории, колонизации, расизме, притеснении, религии и борьбе за независимость".
А какой сигнал посылает миру человек, когда наносит на свое тело фашистскую свастику? Об этом можно только догадываться. И вариантов множество: от "Я не доволен жизнью" до "Я намерен сражаться против общепринятой идеологии"! Неужели запреты и штрафы за тату могут кого-то остановить? Не являются ли такие инициативы законодателей борьбой с внешними проявлениями при игнорировании глубинной сути проблем?
Тэги