Кюсото – зелёный храм эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 1
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Кюсото – зелёный храм

В Марий Эл сейчас в самом разгаре осенние моления. До 2 ноября последователи Марийской традиционной религии (МТР) совершают их в кюсото – священных рощах. В одной из них накануне побывал "НА" в сопровождении карта (священнослужителя) из Сернурского района Вячеслава Мамаева.

Марийские священные рощи располагаются недалеко от деревень и, как правило, на возвышенностях, где, по мнению приверженцев МТР, обращение к высшим силам особенно эффективно. В Сернурском районе республики находится самая почитаемая с этой точки зрения кюсото. Однако общереспубликанские моления здесь устраиваются не чаще одного раза в 7 лет: последний раз обряд совершали в 2010-м, следующий запланирован на 2017 год. Впрочем, любой человек может прийти сюда по мере надобности, но только в светлое время суток и непременно в сопровождении карта. Запрещены визиты лишь в период зимнего солнцестояния.

Перед входом в рощу карт остановился, поклонился в пояс и произнёс что-то по-марийски.

– Я поздоровался, – объяснил Вячеслав, – заверил, что мы пришли с добрыми мыслями и обязательно оставим после себя благоприятную ауру. И тот, кто войдёт сюда через несколько часов или дней, обязательно её ощутит.

Не рубите дерева

Марийцы обижаются, когда говорят, что в их священных рощах происходят жертвоприношения. Для них принципиально, что они вовсе не задабривают, а именно благодарят, делают подарки высшим силам – за хороший урожай, за здоровье скота, за жизненное благополучие.

В строго отведённых местах кюсото разводят костёр, готовят мясо, приступают к трапезе. Она тоже часть ритуала, но не длится слишком долго, ведь люди приходят в священную рощу не есть, а молиться. Огонь в данном случае служит проводником в другое измерение. Считается, что пламя уничтожает всё ненужное, поверхностное, суетное, оставляя лишь чистые помыслы, которые и возносятся к Богу.

В кюсото запрещено сорить, ругаться, громко разговаривать, осуждать или обсуждать кого-либо. Нельзя курить, а тем более приходить в нетрезвом состоянии! Но главное – мысли. Думать положено только о хорошем, искренне верить в Божью помощь и светлое будущее.

Ни при каких обстоятельствах в священной роще не рубят деревья. Чтобы протопить печку или построить дом, люди из окрестных населённых пунктов отправляются в обычный лес. Однако поддерживать порядок в священном месте необходимо. Поэтому жители ближайшего села регулярно наведываются в рощу, чтобы прибраться: собрать сухие листья и ветки, выгрести лишнюю золу из кострищ.

Зашифрованные просьбы

Марийцы – одни из немногих людей на земле, кто умеет разговаривать с деревьями.

– Каждый раз, когда подхожу к берёзе, липе или ели, начинаю молиться, то чувствую, как наполняюсь энергией, – говорит карт Мамаев. – У каждого ствола своё биополе, свой статус, требующий индивидуального подхода. Дерево – существо особенное. Только вдумайтесь – корни его уходят глубоко в землю, оттуда, из самых недр, оно получает жизненные силы, а крона устремляется в небо, в космос. Получается, оно связывает земной мир с божественным. И мы можем воспользоваться им как прямым проводником!

Но и внутри рощи не все деревья равны. Есть особые – посвящённые тому или иному божественному покровителю. Марийцы чтут Шочын Аву – Божью Матерь, рождающую всё живое. От неё зависит самое главное жизненное благо – плодородие. Ей часто молятся женщины о рождении и здоровье детей, приносят в дар хлеб, серебряные монеты, красивые платки. Также просят её о сохранении и преумножении скота, поскольку от него во многом зависит пропитание семьи.

– Однако напрямую марийцы никогда своих желаний не выражают, – поясняет Вячеслав. – Для каждого чаяния существует специальная молитва, в которой оно как бы зашифровано.

Бог горы и бог всемилостивый

Помимо Шочынавы почитают приверженцы МТР Поро Ош Кугу Юмо – главного бога Вселенной, очень уважают Перке Ава Юмо – бога изобилия и всемилости. Последний следит за тем, чтобы, всё, что человек ни задумал, сбылось: посеял хлеб – колос бы взошёл, стал крепким и хозяин сумел бы вовремя его убрать и сохранить. Если мариец куда-то собирается, просит, чтобы поездка была удачной, на месте хорошо встретили, потом проводили и вообще сопутствовала удача.

Есть у местного населения и особо любимый герой – князь Курык Кугыза. В каждой священной роще одно из деревьев обязательно тесно связано с ним. Имя покровителя переводится как "бог горы". И хотя в Марий Эл даже высокий холм найти трудно, считается, что столь высоки заслуги правителя перед собственным народом. Когда-то очень давно он властвовал над всей огромной территорией, которая при нём богатела и процветала. Особенно усердно молятся этому святому во время и после уборки урожая.

Но главное, что приверженцы Марийской традиционной религии в священных рощах просят у своих богов – мира, благополучия, изобилия и здоровья не только для себя и своих сородичей, но и для всех своих соседей вне зависимости от национальности, а также для всей нашей страны.

Тэги
Поделитесь статьей