Вятские мастерицы до революции поставляли кружева и за границу, и к царскому двору: накладки на подушки, скатерти, воротники, пелерины, платья. Поговаривают, что потом с теми же искренними помыслами такие подарки отправляли и Крупской.
И вот уже полтора столетия пользуются на Кировской земле кружевницы исключительно своими – вересковыми – коклюшками. А не берёзовыми, как везде. У вересковых-то, мол, и звон особо певучий.
Вертикаль кружевной власти
В традиции вятского кружева кукарское можно назвать основным. Потому что первая школа в этом регионе была основана именно в Кукарке (сейчас это город Советск). Кружевные школы были в Белой Холунице, Уржуме, Малмыже, Нолинске. Всего по губернии было их девять, основанных по предписанию из Санкт-Петербурга.
– Начало мы брали в Мариинской кружевной школе – первом центре русского кружевоплетения. Хотя, конечно, образцы были прежде всего европейскими. И в Россию кружево привёз Пётр I, – погружает в историю вопроса Ольга Пляскина, руководитель "Студии вятского кружева" в Кирове.
По легенде один из плотников, которого царь отправлял в Голландию осваивать ремесло, по возвращении на родину был определён на верфи в Воронеж. Но там в чём-то провинился и сбежал в Вятку. За границей молодой человек успел жениться на кружевнице. Считается, что именно его жена мастерица-голландка и научила вятских жительниц плетению на коклюшках. А осел, мол, легендарный плотник именно в старинной слободе Кукарке.
Звучит красиво, но есть и другая версия. В Вятку кружевной промысел пришёл-де из Великого Устюга, то есть имеет вологодские корни. Только кажется уже совсем не важным, как именно кружево и вятским стало. Тем более что коклюшечный перезвон звучит здесь почитай сто двадцать лет.
А кружевная школа в Кукарке была официально открыта уже в 1893 году.
– Вообще с 1891-го по 1893-й по России веером открывались кружевные школы в Вологодской, Рязанской, Орловской, Тверской губерниях. Наши женщины не хотели европейским ни в чём уступать, и кружево вошло в моду, – продолжает рассказ Ольга Аркадьевна. – Поначалу русское кружево не делилось по географическому признаку – в Вологде, Мценске, Калязине, Кукарске мастерицы плели по одним сколкам, которые направлялись из столицы империи. Созданием именно русского рисунка кружева занимались в Мариинской школе. И только к середине XX века стали учреждать на кружевных фабриках специальные художественные советы и художники стали вырабатывать фирменный кружевной стиль своих регионов.
Кировский каламбур
Вятское кружево в первую очередь отличает цветовое решение: чёрно-белое сочетание ниток. Тогда как, например, в Вологде традиционно плели из льна отбелённого или неотбелённого в основном однотонные вещи. В чёрно-белом же воплощении кружево становится ещё более нежным и невесомым.
– Такая решёточка смотрится полупрозрачной, и другие элементы кружева на этом фоне кажутся более объёмными, – руководитель студии кировских кружевниц готова раскрыть любые тайны ремесла: – Мы плетём из мулине. С одной стороны, эти хлопковые нитки мягки и податливы. И тут очень важно мастерство кружевницы, ведь от качества плетения зависит, будет держать изделие форму или нет. Несмотря на то что хлопок значительно мягче льна, вятское кружево очень хорошо держит форму. И без подкрахмаливания.
Примечательно, что кировчанки предпочитают мулине производства Санкт-Петербургского прядильно-ниточного комбината имени Кирова.
Ещё один фирменный знак вятского кружева – это особый рисунок: сочетание сетки и плотной полотнянки (одного из главных элементов кружева; нити в полотнянке переплетаются, как в ткани полотняного переплетения, отсюда и её название. – Прим. ред.). Точнее даже – переход одного кружевного элемента в другой. В вологодском варианте полотнянка, одинаковая по плотности и ширине, обычно равномерно идёт по всему рисунку кружева.
Есть в кружевном деле элемент, который во всём русском кружевоплетении называется "вятская петля" – её выплетают наложением одной полотнянки на другую.
Вне моды, вне времени
Кто же сейчас в кружева наряжается? Согласно статистике, заказывают в кировской "Студии вятского кружева" чаще дамы от 45 лет. Однако четверть заказчиц – молодые барышни на выданье, которые заказывают элементы к фате, вставки на свадебные платья или даже сами платья целиком.
– Помимо невест ещё и будущие свекрови и тёщи нам заказы делают, хотят на свадьбах достойно выглядеть, – Ольга Пляскина светится гордостью за любимое рукоделие: – Кружево всегда приравнивалось к драгоценностям. Известно, что наши императорские особы, выходя на приём, одевали или кружева, или бриллианты. У него не только цена, но и ценность как у благородных камней и металлов – вечная.
Тэги