Алтайский апостол эксклюзив

Национальный акцент
Оцените статью  
  Рейтинг: 1
(Голосов: 1)
You Rated: Not rated
Поделитесь статьей
Алтайский апостол

Иного человека еще при жизни почитают святым. Одним из таких людей был Макарий Невский. Формально он причислен к лику святых лишь в 2000 г. Но еще при жизни его почитали как апостола Алтая.

1 октября 1835 г., в семье Андрея Парвицкого, причетника храма Рождества Пресвятой Богородицы в селе Шапкино Ковровского уезда Владимирской губернии родился шестой ребенок. Ему дали имя Михаил. Макарием Михаил Андреевич станет в 1861 г., когда примет монашество. Хотя имя Макарий, в переводе с древнегреческого означающее "блаженный, счастливый", "предназначалось" ему от рождения: мальчик родился очень слабым, практически, без шансов выжить. Прямо в крестильной рубашке его положили под образа — умирать. А он выжил!

Вскоре после его рождения семья Парвицких переезжает в Сибирь. Тогда еще Михаил поступает в Тобольское духовное училище, затем в семинарию, где и получает фамилию Невский. (В тогдашних семинариях любили менять фамилии.)

Блестяще закончив в 1854 г. семинарию, он избрал путь миссионера. "Еще на школьной скамье мысль о миссионерстве занимала меня. Известия об апостольских трудах патриарха российских миссионеров, влекли сердце мое к алеутам американским. Но Промысл Божий случайным разговором со мной одного из присных моих, указал мне путь к телеутам алтайским, в алтайскую миссию, где и обретен мною мир душе, томившейся исканием пути..."- скажет он позднее при наречении в епископы.

Вступив в феврале 1855 г. в состав Алтайской миссии, М.А. Невский весь отдался делу. Он исполнял обязанности чтеца, сопутствовал миссионерам в путешествиях, ходил по домам для научения обращенных молитвам, ухаживал за больными, не гнушался и тяжелого физического труда: копал гряды в огородах, обмазывал глиной стены убогих жилищ обитателей миссии, словом шел всюду, где нужны были для дела миссии труды его.

В марте 1861 г. Невский принял монашество, и принял имя основателя миссии преподобного архимандрита Макария (Глухарева), подвигу которого подражал. Тогда же он был рукоположен во иеромонаха.

В 1867-68 гг. отец Макарий находится в Петербурге, где занимается печатанием составленного им первого "Алтайского букваря" и православных книг на алтайском языке: Литургии святого Иоанна Златоуста, Священной истории Нового Завета и ряда других. Это были первые книги, изданные на алтайском языке.

В это же время судьба сводит его с известным просветителем Николаем Ильминским. Вместе с ним они издают составленную алтайскими миссионерами первую грамматику алтайского языка.

В конце 1883 г. Макарий, тогда уже архимандрит, становится начальником Алтайской духовной миссии, которой руководит вплоть до 1891 г. (да и в последующие годы не оставляет ее без своего присмотра). За многолетние миссионерские труды его и назвали "Апостолом Алтая".

Руководя миссией, отец Макарий стал (в 1884 г.) викарием Томской епархии, епископом Бийским. При нем в Томске появилась библиотека, в программу духовно-учебных заведений были введены новые предметы: гигиена, естественная история, химия... Было построено новое здание епархиального училища... Владыка занимался благотворительностью. По его инициативе в Томске был открыт приют для бездомных и нищих людей.

Его деятельность вызывала ненависть в среде ссыльных революционеров. Несколько раз его пытались убить. Однако Бог хранил!

В ноябре 1912 г. отец Макарий становится митрополитом Московским и Коломенским. Но, несмотря на свои миссионерские заслуги, большим авторитетом среди духовенства Москвы он не пользовался. Из-за пожилого возраста, крайне консервативных взглядов, а также циркулировавших тогда слухов о том, что своим назначением на Московскую кафедру он был обязан Григорию Распутину.

Из воспоминаний бывшего члена Синода протопресвитера Георгия Шавельского: "Это был маленький, благообразный старичок, внешним видом напоминавший знаменитого митрополита Филарета (Дроздова), а по своим способностям диаметрально противоположный ему. Он был совершенно не способен ни к управлению Московской епархией, ни к участию в решении синодских дел. Епархией правили другие — кто хотел и кто умел войти в его доверие. <…> Царское Село смотрело на митрополита Макария как на праведника. А близко знавшие его решительно утверждали, что он в большой дружбе с Гришкой (Распутиным)."

В марте 1917 г. определением святейшего синода отец Макарий был уволен с Московской кафедры. Сторонники его были уверены, что это решение было принято под давлением тогдашнего обер-прокурора Синода Владимира Львова. Сам отец Макарий считал это решение неканоническим и в августе 1917 г. обратился к открывшемуся Всероссийскому Поместному Собору с просьбой рассмотреть его дело. Его поддержали сибирские иерархи, внесшие запрос о скорейшей ликвидации дела митрополита Макария.

Из воспоминаний епископа Арсения (Жадановского): "Собор внял, наконец, настойчивому ходатайству архипастырей-миссионеров и вынес полное оправдание святителю-изгнаннику. К сожалению, это постановление не было объявлено всецерковно, а лишь негласно сообщено ему одному".

Окончательно это дело завершилось три года спустя, когда отец Макарий был утвержден Святейшим Патриархом Тихоном в звании митрополита Алтайского.

Из письма Святителя Тихона Владыке Макарию: "Высокопреосвященнейший Владыко! Приношу Вашему Высокопреосвященству благодарность за Ваш привет. Скорблю о Вашем недомогании. Господь да подкрепит Вас! Предлагаю Священному Синоду, во внимание к Вашим 50-летним трудам на Алтае, сохранить за Вами пожизненно титул Митрополита Алтайского..."

Отец Макарий в это время жил в Николо-Угрешском монастыре. Поначалу, привыкший к активной деятельности, он пытался покинуть место "ссылки". В частности, в ноябре 1918 г. он писал Святейшему Тихону о своем намерении посетить Болховский монастырь Орловской епархии, где погребен основатель Алтайской миссии архимандрит Макарий (Глухарев). Но к 20-му году он оставил свое желание покинуть Угрешу после того, как во сне увидел свою мать. Она явилась к нему в дом, осмотрела все вокруг, накинула крючки на все двери. Из этого сонного видения он заключил, что ему должно остаться в Николо-Угрешском монастыре.

Там он и жил вплоть до 1925 г., когда советская власть закрыла монастырь. После этого Макарий перебрался в село Котельники близ Люберец, где и умер годом позже от воспаления легких. Был похоронен на приходском кладбище станции Люберцы, а в 1957 г. перезахоронен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры — в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших. 

Тэги
Поделитесь статьей