— Опускай потихоньку! — купол с крестом раскачивается на тросах, над крышей нового храма. Внизу толпятся люди, смотрят вверх. Идет установка купола на сруб церкви в честь Преподобного Сергия Радонежского, 700-летию со Дня рождения которого посвящен III Межрегиональный фестиваль славянского искусства "Русское поле". Обыденный храм (то есть "об един день") построили в Коломенском за одни сутки, по старинным правилам деревянного зодчества: без единого гвоздя и с использованием традиционных инструментов. Постарались на совесть — чтобы конструкция была крепкой, бревна скрепили специальными клиньями — нагелями. Для строительства храма объединились волонтеры двух общественных организаций — движения "Сорок сороков" и движения "Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера". Храм стал точной копией древней Андреевской церкви, возведенной в 1702 году на Соловках, которая уже простояла века.
Прогуливаясь по "Русскому полю", вам не миновать "Аллею регионов", где народные умельцы, ремесленники и художники из русской глубинки представили свои работы. Романовские игрушки цвета солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, ароматные тульские пряники, вазы из липы и ольхи, вологодское кружево, которое верно называют "застывшими красками северной зимы", расписные кувшины и горшки, берестяные шкатулки с ажурной резьбой. В лицах горожан заинтересованность: многие народные промыслы оказались для москвичей в диковинку. Народные мастера выкрикивают "не в лад" припевки, чтобы войти в озорное настроение.
— Берите куклу с толстой косой. Чем толще коса, тем больше счастье, — зазывает народ Татьяна Иванова, автор текстильных кукол из Удомли Тверской области.
— Возрождаем ремесленные традиции и пытаемся их воплотить в сегодняшнюю жизнь. Пусть хотя бы на уровне сувениров, выставок, — рассказывает Жанна Столярская, мастер по текстильной кукле из Калуги. Она надеется, что придет время, когда мы будем использовать произведения народных промыслов так же активно, как наши предки. Например, в свадебном обряде.
— Это традиционный свадебный "ражок", — показывает мастер украшенную лентами ветку-двойчатку, венчают которую фигурки жениха и невесты из теста. — В старину в доме невесты готовили каравай "Свадебная роща", который "наряжали" такими ветками. Смысл этой выпечки — Родовое Древо. Каждый из родственников получал со свадебного пирога веточку. Сам пирог отдавали старикам, корням Родового Древа, — объясняет Жанна. — Для чего эта традиция нужна сегодня? Если мы хотя бы раз покажем это ребенку и объясним, он уже не будет задавать вопрос, для чего люди женятся, для чего нужна семья — чтобы совместно идти по жизни. Традиция наполнена символами, мудростью. Наверно, это больше всего и подкупает нас.
Жанна мастерит традиционные куклы-скрутки. Скручивает ткань в конус — это основа, на которую нанизываются цветные лоскуты. Головной убор — кика рогатая — традиционный для Мещеры. Глядя на готовую куклу, стройную и изящную, сразу понимаешь, что значит "закрутить по-калужски".
— Мы все время спорим что такое "женственно". Посмотрев на куклу, мы тут же видим общеславянский женский образ. Калужанка именно такая — высокая, стройная, — Жанна показывает традиционную игровую куклу в облике мещерской крестьянки. — Видите, она держит в руках узелок. Она берегиня своего дома, своей семьи. А это не небрежность, — указывает мастер на поднятый верх узелок платка, — так повязывать платок было принято в некоторых селеньях у девушек, которые хотели подчеркнуть свою индивидуальность. Это та изюминка, за которой мы все сейчас гонимся, покупая модные журналы. А раньше все решалось просто: достаточно узелочек завязывать не как у всех, и вот мы уже особый род, особое селение.
Народный мастер из Костромы Виктор Осипов двадцать лет занимается плетением из ивового прута. По его словам, главное в его работе — это терпение. На вопрос, можно ли прожить таким ремеслом, Виктор отвечает:
— На хлеб с маслом хватает, но я на большее и не рассчитываю, честно говоря.
Плетение из лозы возникло намного раньше гончарного дела. Виктор плетет свои изделия не только так, как в старину это делали, но и привносит в них что-то свое. Исходит в работе, прежде всего из практической пользы изделий. Главное для мастера — чтобы короба, вазы и корзины были удобны в быту.
Полакомиться традиционными русскими яствами гости фестиваля смогли на дегустации блюд русской кухни. Хлебосольные мастера угощали вкуснейшей пастилой из антоновки по старинному рецепту, рассказывали о том, что и как готовили раньше, какие из блюд пользовались популярностью. Например, про пельмени в Москве до середины 19-го века почти никто не слышал, а кислыми щами вовсе не капустный суп называли, а прохладительный напиток.
На "Русском поле" куда бы вы ни пошли, отовсюду слышно, что происходит на большой сцене. Народные песни исполняют творческие коллективы регионов России, монастырские и приходские хоры. Среди самых ожидаемых — выступление детского хора "Отрада" из города Малоярославец и Хора Сретенского монастыря. Духовные песнопения, залихватские мелодии, звуки аутентичных инструментов: карельской скрипки йохикко, древнерусской калюки, вологодского гудка сливаются со звонкими ударами молотков по металлу из кузницы. Ветер доносит то поморские, то заонежские песни. Кого-то зацепит разудалый казачий фольклор, кого-то — лирические песни из Псковской губернии, кого-то сибирские плачи. Кстати, раньше в русской народной песне куплетов не было: каждая строка повторялась по два раза, давая возможность любому присоединиться к пению. И как русская традиция не предполагает разделение аудитории на публику и исполнителей, так и на "Русском поле" каждый мог принять участие в создании самого большого русского хора в мире. А тон задавал знаменитый Хор Пятницкого.
Вот оно какое — "Русское поле"! Настоящий славянский праздник, от которого веет духом веселым и ярмарочным.
Тэги