Азбука весны

Азбука весны

Цветочные традиции и символы у разных народов России

 
 
 
 
13 марта 2014

Наступление весны ассоциируется у нас с пробуждением, рождением новой жизни, и, конечно, с цветами. С изящными бутонами, тонкими ножками и нежным ароматом. Традиции дарения цветов есть практически у всех народов. Но язык цветов не так прост, как кажется. У разных этносов один и тот же цветок может трактоваться по-разному и даже иметь противоположное значение. "НацАкцент" решил разобраться, как цветочные традиции связаны с культурой и историей народов, проживающих в России.

Весеннее золото

Так уж повелось с советских времен, что мимоза в России считается символом весны. Едва только наступает первая оттепель, как на улице появляются цветочники с желтыми букетиками "серебристой акации".

Традиционно мимозу к нам привозят из солнечной Абхазии. Так что, можно сказать, этот хрупкий цветок способствует укреплению межнациональных отношений. Специально мимозу абхазы не выращивают. У них она растет дикой в изобилии вдоль дорог. Может быть, поэтому в самой Абхазии дарить мимозу считается дурным тоном.

Как только не изощряются продавцы мимозы, чтобы довезти ее до центральной России в целости и сохранности. Ветки срезают в фазе бутонов, а потом тщательно оберегают от перепада температур. Перед реализацией веточки ставят в горячую воду, чтобы они распустились.

Персидский гость

Другой популярный весенний цветок – тюльпан. Он имеет очень интересную и древнюю историю. Недаром тюльпаны изображены на старинных гербах, денежных знаках и полотнах живописцев всего мира. Считается, что впервые выращивать цветок начали в Персии, а название его произошло от персидского "тюли бан" - тюрбан. В Европе в начале 17 века луковицы редких сортов приравнивались по весу к стоимости драгоценных металлов.

В России своими дикорастущими тюльпанами славится Калмыкия. С конца апреля в выжженной солнцем степи распускается разноцветный ковер из тысяч цветов. В республике растут три вида тюльпанов: самый ранний белый – "подснежник", тюльпан Биберштейна (желтый) и тюльпан Шренка (красный), который занесен в Красную книгу России. Каждый год в республике проходит крупное эколого-туристическое мероприятие – фестиваль тюльпанов. Участники фестиваля катаются по степи на лошадях и верблюдах, готовят национальные блюда, соревнуются в стрельбе из лука и национальной борьбе. Единственное условие праздника - ни один цветок не должен пострадать. Об этом обязательно напоминают всем гостям республики.

Тюльпаны калмыки считают своим национальным достоянием. Для них это больше, чем цветок. Степной тюльпан давно стал неотъемлемой частью культуры Калмыкии: ему посвящены многие калмыцкие сказки и песни, цветочные мотивы присутствуют в национальном орнаменте. Даже главный калмыцкий ансамбль песни и танца носит название "Тюльпан".

У калмыков существует легенда, что один раз в десять лет в степи можно отыскать и черный тюльпан. Но касаться цветка ни в коем случае нельзя. Нужно просто постоять рядом и загадать желание. Лишь один раз в жизни можно встретить волшебный бутон, и эта встреча обязательно принесет счастье. Правда, есть одно условие: место цветения тюльпана нельзя раскрывать другим.

Символ богов

Лотос нельзя назвать весенним растением, его не подаришь маме или любимой девушке на международный женский день. Но своей красотой и изяществом он завоевал любовь многих народов, стал частью их культуры и традиций.

В первую очередь лотос, конечно, связан с буддизмом. У буддистов он служит традиционным символом чистоты: этот цветок рождается в мутной болотной воде, но появляется на свет незапятнанным. Белый лотос - непременный атрибут мирных буддийских божеств. Его так и называют "цветком Будды".

В нашей стране буддизм исповедуют жители Калмыкии, Тувы и Бурятии. В их культуру лотос пришел вместе с религией и гармонично в нее вписался. Изображение этого цветка традиционно украшает тувинский национальный костюм, а у бурят есть мужское имя Бадма, на санскрите - "лотос".

Калмыки тоже издревле с большим уважением относились к лотосу. Его изображение присутствует на флаге Калмыкии, искусственными лотосами в Калмыкии украшают интерьеры домов и рабочих помещений, в его честь называют магазины и рестораны. Множество этих цветков выставлены у алтаря статуи Будды Шакьямуни в главном буддийском храме Калмыкии. Даже высшая награда Калмыкии называется "Орденом Белого Лотоса".

Васильки да ромашки

В отличие от утонченного Востока русский народ традиционно испытывал нежные чувства к простеньким полевым цветам. На Троицу и Ивана Купала девушки заплетали травы и цветы в венки, при этом загадывали желания и пели песни. Иногда девушка делала несколько венков: на себя и на своих родственников, на своего жениха. Венок использовался в обрядах кумления, крещения и похорон кукушки, вокруг него водили хороводы. Изготовленные накануне Ивана Купалы венки вешали на окна, двери, ворота и хозяйственные постройки.

В обрядах и играх венки были обязательным головным украшением девушек. Так, в восточнославянском обряде "проводов русалки" для ряженой "русалки" плели специальный головной убор с добавлением крапивы. Иногда девушку всю увешивали такими венками, а потом уничтожали их – бросали на кладбище, в воду, в костер. Это символизировало акт изгнания "русалки".

Со временем венок из полевых цветов преобразовался в народный головной убор – венец. Венцы во всех губерниях России имели свою форму и неповторимую декоративную отделку. На многих венцах и кокошниках в сложном переплетении причудливых узоров можно было угадать контуры полевых цветов.

Ромашки и васильки как символ русской природы воспели многие выдающиеся отечественные писатели. Растительным орнаментом украшали церкви, дома. Полевые цветы можно разглядеть в украшении рукописных книг, одежды, культовых и бытовых предметов.

Сказочное растение

Нельзя не упомянуть золотой символ Удмуртии – купальницу. В каждом регионе России ее называют по-своему: троллиус, купава, купавница, жарки, огоньки, сибирская роза, авдотки, бубенчики, колотушки, кучерская травка, Балаболки. В Удмуртии это травянистое растение семейства лютиковых именуется "италмас".

С ним у удмуртского народа связана легенда, повествующая о трагической судьбе прекрасной девушки по имени Италмас. Она была изложена классиком удмуртской литературы Михаилом Петровым по мотивам удмуртского народного фольклора. Италмас, просватанная за долги своего отца богатому вдовцу Байтугану, влюбилась в юношу по имени Камаша. Но недолго продолжалось их счастье. Стрела Байтугана убила Камаша, с его гибелью ушли от Италмас все надежды на дальнейшую, счастливую жизнь. Только цветы купальницы, которые дарил девушке возлюбленный, напоминали ей о нем. Так что для удмуртов италмас – одновременно символ любви и печали, верности и разлуки, надежды и радости.

Италмас так дорог Удмуртии, что его имя носит Государственный академический ансамбль песни и танца Удмуртской Республики и поезд "Ижевск-Москва", село с таким названием есть в Завьяловском районе республики.

Кстати, у восточных славян купальница тоже была в почете. Название этого цветка неразрывно связано с языческим праздником Ивана Купала. Купало – бог лета, веселый и красивый. Он одет в легкую одежду и держит в руках цветы и полевые плоды. На голове у него - венок из цветков купальниц. Купальницами их назвали потому, что цветут они, когда вода в реках прогревается для купания.

У русских Сибири есть даже своя легенда о купальнице. Стройный молодой пастух Алексей пригонял часто табуны коней на водопой к Байкалу. Он так радостно нырял, плавал и так заразительно смеялся, что перепугал всех русалок. Русалки пытались завлечь пастуха, но ни одна из них не удостоилась его внимания. Одна из русалок влюбилась в Алексея, выбралась из воды и решила преследовать пастуха. Однако он ничего не замечал. Иногда он обращал внимание на необыкновенные очертания тумана, схожего с девушкой, протягивающей к нему руки. Волосы русалки выгорели от солнца и стали золотыми. Однажды она сидела недалеко от пастуха у ночного костра и пела ему грустные песни. Когда Алексей поднялся, чтобы к ней приблизиться, русалка растаяла в утренних лучах, превратившись в цветок купальницы.

Существует и другое предание, что жарки - проросшие золотые монеты жадного купца. Их выбросила в отчаянии его дочь, когда отец отказался выдать ее замуж за любимого, но бедного парня.


Материалы по теме:
6790