День Святого Валентина пришел к нам из Европы совсем недавно. Но уже прочно прижился на многонациональных российских просторах. И не удивительно — получать признания в любви или даже просто в симпатии очень приятно! Однако, если мы обратимся к собственным традициям, то ясно увидим, что практически у всех народов России – славян, тюрков, кавказцев, финно-угров и многих других, публично выражать свои чувства было не принято. Более того, выбор "любимого" за молодых часто делали родители. А любовь начиналась уже после свадьбы, или не начиналась...
У вас курочка, у нас петушок
Сама свадьба являлась целым комплексом многодневных обрядов, совершавшихся в строгой последовательности, по выверенному веками сценарию. Ни приглашенного оркестра, ни танцев не было, развлекались с помощью шуток-прибауток, песней, причитаний и, естественно, застолья, сопровождавших каждый этап торжества.
Началом служило сватовство - переговоры между двумя семьями о возможности заключения брака. Сваты приходили в дом невесты и, конечно, не с пустыми руками. Приносили "рыбник" - пирог с рыбной начинкой, пиво и вино. (Водка появилась на Руси в XV веке, а вошла в народ и распространилась лишь в середине XVI). В свою очередь, будущие родственники встречали гостей пирогом - "косовиком", имеющим форму месяца и символизирующим зарождение новой, в данном случае, семейной, жизни. Начинка у "косовика" могла быть любая, но только не сладкая. Почему? Об этом чуть позже.
Сваты выбирались очень тщательно, ведь от их умения вести переговоры и правильно презентовать семью жениха, зависел успех всего предприятия. Обычно в качестве сватов выступали крестные родители парня или его близкие родственники. Иногда, для усиления солидности делегации, приглашали какого-то уважаемого человека из односельчан. Чуть позже, века с XVIII появилась традиция пользоваться услугами наемных, профессиональных сватов, но работали они в основном в крупных городах.
"У вас товар, у нас купец", "У вас курочка, у нас петушок, нельзя ли их загнать в один хлевушок" - так приветствовали сваты хозяев. А иногда сразу с порога переходили к делу: "Нам нужна ни речь, ни пшеница, а красная девица"!
Если стороны не достигали согласия, сватам приходилось откланяться: "Спасибо за хлеб-соль, а нам пора домой". Если же процесс шел успешно, сватовство могло в тот же вечер перейти в сговор или рукобитие. Заинтересованные стороны тут же обговаривали кто, что и сколько внесет в саму свадьбу, приданое и свадебный пир. В этот момент на столе обязательно должен появиться большой каравай, его публично разламывают на 2 части, что скрепляет достигнутые соглашения. Ни на сватовстве, ни на сговоре, молодые даже не присутствовали. Отказ от брака после сговора считался страшным грехом.
Жених гуляет, невеста плачет
Уже на следующий день невеста начинала кручиниться, причитать и горевать, оплакивая свое девичество. Ходила в траурной одежде, низко надвигала на лицо платок, почти не разговаривала, объясняясь, в основном, жестами и при ней неотлучно находились близкие подруги. Есть невесте не полагалось, она лишь украдкой могла перехватить кусочек-другой. Зато других девушек нужно было кормить досыта. Им подавались сладкие пироги, узвары, мед, печеные яблоки, все для того, чтобы облегчить будущую замужнюю жизнь молодухи. Впрочем, в некоторых российских губерниях существовал интересный обычай: невеста с подругами выходили со двора, и устраивались публичные причитания, во время которых в изобилии лущились семечки. Вместе с шелухой семечек уходило все наносное, ненужное, оставалось золотое ядрышко — основа будущей счастливой семьи.
Жених, наоборот, прощался с холостяцкой жизнью бурно и весело, устроив мальчишник. На столе приветствовались холодец, разнообразные каши и все те же пироги. Особого символизма в меню не было, просто напитки обычно лились рекой, и нужно было основательно закусывать.
А дружка расплачивается
И вот наступала кульминация торжества - день венчания. Во время свадьбы жених с невестой были персонажами пассивными. Главную роль играли многочисленный свадебные чины, основным из которых являлся дружка. В его обязанности входило развлечение гостей, сбор подарков, оберег свадьбы от нечистой силы. Дружка обычно выбирался из близких приятелей или родственников жениха, а из невестиной родни выдвигались каравайницы.
Свадебных караваев традиционно пеклось много, все они пышно украшались цветами, фигурками лебедей, голубей солнца и звезд, олицетворяющих добро, счастье и плодородие. Воду для караваев набирали из 7 колодцев, муку из семи мешков. Помните, русские сказки: "за семью горами, за семью морями", число считалось магическим.
Весь процесс выпекания, начиная от замешивания и до раздачи гостям, обставлялся нарочито театрально и сопровождался специальными каравайными песнями. Тесто выкладывали в большую чашу с крестом, ставили на лавку, выстланную сеном и покрытую парадной, вышитой скатертью, посаженная мать опять же 7 раз обходила с миской избу, после чего каравай задвигали в печь на лопате, с установленными на ней 7-ю горящими свечками.
Дорогу к храму выбирали окольную, чтобы обмануть злых духов, но ровную, дабы избежать в браке ссор и разладов. На всем пути односельчанам приписывалось чинить свадебному поезду всякие препятствия: запирать ворота, протягивать веревки. В качестве выкупа дружка наливал вино, раздавал орехи, конфеты и пряники.
Ах, эта свадьба!
Сразу после венчания шел свадебный пир. В деревнях он никогда не был роскошным застольем, а всего лишь чуть более праздничным, чем обычно обедом, со строго регламентированным меню. Молодым за ним ни есть, ни пить не разрешалось, даже ложки лежали перед ними, связанные пышной красной лентой, а рюмки стояли перевернутые вверх дном. В начале трапезы дружка ломал над головой пары каравай, начиненный пшеницей, гречкой, овсом. И чем больше зерна сыпалось им на голову, тем более сытой должна была оказаться будущая семейная жизнь.
Количество блюд обязательно было четным, на счастье. Сначала подавались холодные закуски, причем в каждой губернии свои. Во Владимирской, например, начинали с окорока, холодца, бараньей или свиной головы. А в Вятской — с рыбных пирогов. Потом неизменно шли горячие похлебки из потрохов, наваристые щи, борщ или лапша — куриная, либо говяжья. Их сменяло жаркое, опять же обязательно мясное и каши. Заканчивалось застолье киселем с пирогами — несладкими. А вот сладкие, ягодные, медовые пироги полагалось подавать лишь на второй день свадьбы, после того, как у молодых произошла первая брачная ночь.
Молодым разрешалось перекусить только в спальне, перед "ответственным делом". Свекровь и теща приносили им кашу с маслом, курицу, хлеб и молоко. Есть полагалось одной ложкой из одной миски, а хлеб кусать от одного куска, чтобы усилить неразрывные с этого дня брачные узы.
Сегодня, конечно, вряд ли кто-то, справляя свадьбу, будет полностью следовать старинным обрядам, но какой бы сценарий вы ни выбрали, пусть этот день станет самым счастливым. Совет, да любовь! А тем, кто еще не определился с выбором второй половинки - побольше валентинок 14 февраля!
Любовь в словах и поступках
Из-за элементарного стеснения люди часто боятся выразить друг другу свои чувства. И тогда слова заменяют поступки, взгляды, небольшие подарочки или милые записки. У многих народов мира есть красивые традиции, заменяющие фразу: "я тебя люблю". В Японии дарят жемчужину, в Англии - букет из двух желтых роз.
В нашей многонациональной стране ассирийцы говорят: "Давай стариться на одной подушке", а северные мужчины предлагают своим возлюбленным прокатиться в лодке и вместе полюбоваться рассветом. В Адыгее молодой человек подходит к девушке и произносит фразу: "Я тебя знаю", а потом идет свататься к ее родителям.
Одному, чтобы по-настоящему полюбить, достаточно нескольких минут, другому нужны часы, дни, даже годы. Но обязательно придет момент, когда захочется выразить свои чувства. Любовь зарождается в душе постепенно: взгляд, первые слова, легкое прикосновение, ожидание первого свидания. А потом первый подарок, чаще всего цветы или что-то вкусное.
А давайте попробуем все это совместить! Сделаем красивую или немножко смешную карвинг-композицию из самых простых овощей и фруктов, которые есть в каждом доме.
Ее можно подарить не только своей второй половинке, но и тем, кого мы любим ничуть не меньше: родителям, детям, братьям или сестрам. Как сказал Виссарион Белинский: "Всякая любовь истинна и прекрасна по-своему, лишь бы только она была в сердце, а не в голове".
Тэги