Когда начинаются очередные олимпийские игры, то все остальные состязания как бы уходят в тень, о них просто перестают говорить. Но действительно ли нет ничего важнее Олимпийских игр?
В современном мире принято верить в олимпизм, якобы уходящий корнями в глубь веков, между тем, выдуманные Кубертеном идеалы не имеют никакого отношения к античным играм. Подлинные идеалы античных игр, будь они возрождены, сейчас вызвали бы волну непонимания, а в России так и вовсе были бы запрещены в рамках антигейского закона, поскольку эллинские агоны были чем-то вроде конкурсов красоты среди юношей, на которые даже не допускались женщины. Мужчины там присматривали себе симпатичных любовников среди хорошо сложенных атлетов, о чем нам сообщают многочисленные античные авторы, среди которых Павсаний в "Описании Эллады", Платон в "Государстве" или Пиндар в своих одах.
К этому можно добавить, что программа современных Олимпийских игр не имеет никакого отношения к античности, что в равной степени относится как к летним, так и к зимним соревнованиям. Причем зимние Олимпийские игры вовсе не существовали вплоть до 1928 года, а игры 1924 года даже назывались по-другому и были условно объявлены "олимпийскими" лишь спустя два года после их проведения. Такой сумбур в восприятии зимних олимпийских игр привел к несуразице в креативе одного из главных спонсоров МОК – "Макдональдс". Центральным образом их кампании в поддержку игр в Сочи стали псевдогреческие атлеты, символизирующие зимние олимпийские виды спорта. С одной стороны, это просто идиотизм – древние греки в бобслее или в фигурном катании, с другой стороны, - издевательство над просвещенной публикой.
Но вернемся к заявленной теме доминирования олимпизма. Судя по официальному участию в качестве почетных гостей церковных иерархов - в 1960 году Папа Римский Иоанн XXIII и в этом году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – вера в олимпизм вполне оформилась и уже не будет преувеличением заявить в отношении олимпизма Ave Dominus Nox! Возможно поэтому, олимпийский огонь называют священным, а к его ношению допускают лишь избранных по особому государственному регламенту. Огню и флагу присягают, в идеалы олимпизма – верят.
Между тем есть множество игр, которые своим возрастом сопоставимы с доминирующими играми эллинов. И у всех других игр есть явное преимущество, отвечающее вызовам времени – они способствуют сохранению культурного разнообразия, потому что их проводят во время традиционных праздников, они неповторимы в своих различиях и церемониях. В то время как на Олимпийских играх мы наблюдаем торжество одинаковости, там запрещены любые проявления этнического в угоду национальным идентичностям.
В этой ситуации звучит мой призыв создать одинаковые условия для разных форм состязательности. Сегодня сложилась глобальная инфраструктура спорта, в которой нашлось место не только для олимпийских видов спорта, но в ней все еще не представлены традиционные виды физической активности или исконные забавы, которые составляют основу программы традиционных игр. Такое положение должно быть исправлено, и примеры есть в аналогичной спорту другой социальной отрасли – культуре, где равноправно сосуществуют совершенно разные направления – классическое искусство и фольклор. И пусть будут спорт и этноспорт. Мы должны начать преобразования в спортивной отрасли, чтобы перестать требовать от традиционных игр ради удовольствия того же, что от деятельности по производству рекордов в олимпизме.