Любая национальная архитектура основывается на традиционных формах и на традиционном подходе к композиции. Если традиционные русские формы хорошо изучены и вошли в архитектуру XIX–XXI вв (псевдорусский, неорусский стили), то традиционный русский подход к композиции остается малоисследованным и вот уже около 300 лет не применяется в архитектуре.
Принципы традиционного русского подхода к композиции отличались специфическим применением симметрии. Здание строилось так, чтобы с линии подхода все оно или его части выглядели симметричными. При этом зодчие учитывали то, что люди обычно не стремятся к точному анализу, а удовлетворяются общим впечатлением. При подобном "беглом взгляде" незначительные нарушения симметрии просто не замечаются.
В русской традиционной архитектуре широко применялись "смысловая симметрия" (в учении о симметрии ей соответствует так называемая "цветная симметрия"), "локальные симметричные группировки", "плавающая симметрия". При этом зодчие избегали строгой зеркальной симметрии и вводили элементы, нарушающие ее, хотя в некоторых случаях создавались и зеркально-симметричные композиции.
Широко был распространен прием организации фасада на основе "локальных симметричных группировок", состоявших из окон, дверных проемов, пилястр, колонн и т. д. Эти группировки как бы разбрасывались по фасаду. Они могли "проникать" друг в друга, так, что некоторые архитектурные элементы, например окна, входили сразу в несколько соседних группировок. Применение "локальных симметричных группировок" позволяло объединять разные фасады одного сооружения, а также объединять в единый фасад рядом стоящие здания и в случае необходимости присоединять новые сооружения к старым, не нарушая общую гармонию застройки.
Для того чтобы сооружения (или их части) казались симметричными, уравновешенными с важных точек и линий, в русской традиционной архитектуре широко применялись искажения сооружений (и их частей). Дело в том, что при движении наблюдателя разные части здания, не лежащие в одной плоскости, испытывают кажущееся смещение друг относительно друга. Происходит как бы "плавание" частей здания относительно друг друга. Возникает как бы "плавающий фасад". В случае возникновения при наблюдении из некоторых точек симметричных группировок, образованных "плавающими" частями здания или элементами фасада, можно говорить о "плавающей симметрии" — эфемерной, пропадающей, как только наблюдатель удаляется из этих точек. Соответственно, симметричное на чертеже здание (элементы которого не лежат в одной плоскости) при наблюдении с линии, не перпендикулярной фасаду, будет казаться деформированным. Для того чтобы с этой линии оно выглядело симметричным, надо сместить какие-то элементы, т. е. внести в чертеж искажения. При этом фронтальный вид здания становится асимметричным.
Необходимость применения "плавающей симметрии" возникает в связи с тем, что (1) не всегда подходы к сооружению можно сделать ортогональными фасаду, (2) на момент строительства часто уже существуют устоявшиеся важные точки и линии, (3) ориентация сооружений может быть заранее предопределена — канонически (храмов) или особенностями местности и существующей застройкой. Соответственно, наблюдатель вынужден смотреть на здание не вдоль перпендикулярной фасаду линии, а сбоку.
Надо заметить, что "плавающая симметрия" не была только средством выправления здания, поставленного в силу тех или иных причин под острым углом к линии подхода (линии наблюдения). С помощью "плавающей симметрии" зодчие придавали сооружению величественный вид. Этот показывающий объем вид гораздо красивее плоского ("безобъемного") фронтального вида. Применение "плавающей симметрии" позволяло получать гармоничные виды сооружения с нескольких линий наблюдения (с нескольких подходов либо с одного подхода, но меняющего в связи с особенностями местности свое направление), оживляло сооружения, делало их интересными для кругового обхода — вид сооружения по мере движения наблюдателя все время менялся, но постоянно присутствовали вновь возникающие симметричные группировки, гармонизировавшие новый вид.
В русской традиционной архитектуре возник нигде более не встречающийся подход к гармонизации сооружений на основе "плавающей симметрии", были глубоко разработаны приемы использования "локальных симметричных группировок", широко применялись как зеркальная симметрия, так и неклассические симметрии (цветная, подобия), были выработаны оригинальные формы, пропорции, особенные принципы градостроительства. Все это позволяет говорить о том, что русская традиционная архитектура имеет такое же самостоятельное значение в истории мировой архитектуры, как "европейская", "индийская", "стран ислама", "китайская", "доколумбовская центральноамериканская".
Фрагменты статьи, опубликованной в журнале "Храмоздатель"
Тэги