Роль языков в формировании идентичности

Роль языков в формировании идентичности

4 сентября 2014

В современном российском контексте распространены такие понятия как этническая идентичность, т.е. соотнесение себя с определенной этнической группой, языком и культурой, и общероссийская гражданская или государственно-гражданская идентичность. Последняя понимается как ощущение принадлежности к многонациональному народу России, осознание себя россиянином. Общеизвестно, что идентичность имеет, с одной стороны, многоуровневый, иерархический характер, а с другой, ситуативный или средовой и при организации общеобразовательной деятельности в блоке гуманитарных дисциплин эти характеристики необходимо учитывать.

Можно выделить несколько уровней формирования идентичностей.

Макроуровень — это весь народ России, проживающий на территориях субъектов Российской Федерации, и представленный разными национальностями, что образует наше многонациональное общество. Если рассматривать общество в таком контексте, то тогда на уровне субъектов мы не должны иметь рекламные баннеры с содержанием "Мы с Россией", в Конституциях республик, например Республики Татарстан, не будем иметь формулировки "многонациональный народ Республики Татарстан и татарский народ". Мы не будем иметь республиканские законы, допускающие такую редакцию как "Закон о языках народов Дагестана" и можно привести много других примеров.  

Следующим можно выделить мезоуровень – он представлен различными сферами общества и в нашем случае образованием, культурой, СМИ. Третий уровень: личностный – уровень индивида-субъекта в обществе. На этом уровне и проявляется в большей степени иерархический и ситуативный или средовой характер идентичности. Качество сформированной идентичности определяет психофизиологическое состояние личности. В формировании идентичности на этом уровне ведущая роль принадлежит семье и дошкольным образовательным организациям. Качество идентичности, особенно в детском возрасте, — это в большей степени не когнитивная составляющая, а эмоциональная.

Необходимо осознавать, что характер, качество сформированной идентичности на всех уровнях определяет психологическое состояние общества в целом и является скрепой сохранения межнационального согласия в нем. В этой связи на всех уровнях формирования идентичности должна реализовываться взвешенная единая государственная политика, направленная на формирование этнического сознания только в контексте общероссийского самосознания. В этом процессе ведущая роль принадлежит системе образования. Как показывает практика постсоветского периода, последовательное формирование идентичностей (сначала моя Семья, затем мой Край и, наконец, Россия наша Родина или как принято называть малая, большая Родина) не выполняет свою основную функцию консолидации общества. 

В школе, особенно в звене начального и основного общего образования базовая роль в формировании идентичности принадлежит языкам из числа языков народов России.

Говоря о языках, нужно помнить, что в России уникальная языковая среда. Русский язык находится во взаимодействии с более чем 270 языками и диалектами. Все языки народов России имеют своё конституционно установленное правовое положение. Все языки народов России в качестве "родного языка", включая и русский язык, являются равноправными. 

В системе школьного образования языковые проблемы комплексные и их необходимо рассматривать в едином языковом блоке. Не очень хороший уровень знаний, умений, навыков и формирования компетенций у обучающихся мы отмечаем по всем языкам народов России, включая и русский язык. По результатам ЕГЭ мы понимаем о наличии серьёзных проблем изучения русского языка. По другим языкам из числа языков народов России ситуация не лучше, а может быть и хуже. Например, по татарскому и башкирскому. Изучение этих языков в соответствующих республиках политизировано и является обязательным. При этом результаты не соответствуют ожиданиям: функционирование языков не улучшилось, количество часов на изучение русского языка уменьшилось. У детей, проживающих в Центральной части России на изучение русского языка отводится больше времени. Такое положение в изучении русского языка естественно вызывает межнациональное напряжения. Очевидно, что для языков, которые вне конкуренции с русским языком необходимо создавать условия, формирующие положительный мотив их изучения.

Чтобы улучшить ситуацию с родными языками, в соответствии с новым образовательным законодательством, необходимо разрабатывать линии учебников и учебно-методические комплексы для включения их в федеральный перечень учебников. В настоящее время по родным языкам такие линии отсутствуют. Для формирования положительного мотива изучения родных языков необходимо на уровне общего среднего образования создавать филологическое профильное направление. Положительными стимулами могут быть: проведение всероссийской олимпиады по филологическому блоку, присваивать дополнительно от 10 до 20 баллов при поступлении на филологический факультет, если обучающийся сдавал экзамен по родному языку в рамках итоговой аттестации в 11 классе.

Формирование положительных стимулов изучения родных языков является ведущим фактором сохранения языкового многообразия России. Эта работа должна быть системной и комплексной как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта Федерации. 


Ольга Артеменко
Руководитель Центра национальных проблем образования ФИРО

3960