Пора подумать о предоставлении особого статуса русскому языку

Пора подумать о предоставлении особого статуса русскому языку

Низкие баллы ЕГЭ по русскому языку в этом году — это результат не случайный, а закономерный. Кто-то данный факт объясняет тем, что изменились требования и условия контроля экзамена. На самом деле результаты ЕГЭ - это объективный показатель процессов протекающих в обществе, государстве, влияющих на языковую среду, которая очень изменилась в худшую сторону. Возникают вопросы. Почему мы ничего не делаем, что бы в Интернете были материалы только на литературном русском языке? Почему мы молчим, когда Министр образования и науки одного из субъектов Российской Федерации говорит на русском языке так, что его слушать стыдно? Почему из этого же субъекта депутат в Государственной Думе практически склонять и спрягать не умеет? И таких "почему?" можно ещё много задавать. Когда мне отвечают: "Я не русский. Для меня русский язык не родной", мне непонятна эта логика. Так отвечать, должно быть, просто стыдно. Ведь как человек говорит, так он и мыслит. Получается, что языком государства, гражданином которого ты являешься, можно владеть на «птичьем» уровне. Может быть, уже пора в профессиональные и должностные требования вводить показатели уровня владения государственным языком Российской Федерации. Может быть, уже пора подумать о комплексе мер, направленных на формирование сознания (во Франции и других странах это хорошо работает), что русский язык имеет особый статус языка государствообразующего, объединяющего страну. В республиках от старшеклассников я часто слышу: "Наш язык государственный! Ну а русский язык, что русский язык?". А ведь отношение к языку это отношение к государству.

В системе образования также можно отметить определённые изменения. Очевидно, что произошла смена кадрового потенциала. За период перестройки мы потеряли хорошие отечественные методики преподавания русского языка. Считалось, что частные дидактики идеологизированы, следовательно, это научное направление необходимо закрыть. Мы потеряли и качественные учебники, а значит, потеряли и хорошего учителя. Я думаю, никто не будет оспаривать, тот факт, что в советское время большинство населения, независимо от этнической принадлежности, владели русским языком и неплохо. Комментируя низкие результаты ЕГЭ ректор МГУ Виктор Садовничий говорил, что это есть результат работы национальных школ. Я так не думаю. Во-первых, у нас с 1992 года такого понятия не стало, так как во всех школах России был введен региональный (национально-региональный) компонент. Если он имел в виду школы с изучение не только русского языка, но и других языков народов России, то их процент, исключая Татарстан и Башкортостан, очень невелик и при правильной методической организации образовательной деятельности многоязычие только обогащает и развивает ребёнка. Во-вторых, те, кто работает со студентами длительное время, видят, что уровень знания и владения русским языком упал буквально у всех, в том числе и у ребят, которые живут в Москве. Одним из показателей ухудшения является отсутствие у ребят представления о системности языка, хорошей грамматической основы, определяющей грамотность. Эти факты свидетельствуют, что школа изменилась, изменился учитель, который озабочен в большей степени использованием различных инновационных технологий, часто в ущерб основным дидактическим целям урока. Мы семь лет подряд, проводим Всероссийский мастер-класс учителей родных языков, включая русский язык в статусе родного и наблюдаем динамику этих процессов. Хотя представители исполнительной власти некоторых субъектов федерации, сейчас перед первым сентября, будут рассказывать как все хорошо в образовании, при этом никаких предложений по его улучшению мы не услышим.

В настоящее время нельзя говорить только о русском языке, забывая о других языках народов России. Языковые проблемы комплексные и их необходимо рассматривать в едином языковом блоке. Не очень хороший уровень знаний, умений, навыков и формирования компетенций у обучающихся мы отмечаем по всем языкам народов России. Даже в Татарстане и Башкортостане, где изучение татарского и башкирского языков политизировано, результаты плачевны. Межнациональное напряжение создано, а функционирование языков не улучшилось. Обязательное изучение родных языков, как показывает практика, положительных результатов не приносит. Нужно формировать мотивы и вводить требования через основные образовательные программы, но мотивы первичны, а требования в зависимости от мотивов должны быть различными. В условиях многоязычия вариативность основных образовательных программ позволяет удовлетворить языковые потребности, но для этого необходимо осуществлять мониторинг этих потребностей и вести продуманную просветительскую работу среди родителей. Показателен в этой части опыт работы коллег в Крыму. Убеждена, что при такой организации были бы положительные результаты в поддержке качественного функционирования языков народов России в различных сферах жизнедеятельности общества. Сохранение языкового многообразия России, работа по формированию стимулов изучения языков должна быть системной и комплексной как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта. Для эффективной реализации таких подходов, с нашей точки зрения, необходимо разработать федеральную целевую программу по изучению, сохранению и развитию языков народов России с учетом их конституционного статуса. В программе должны принимать участие все субъекты Российской Федерации на долевой основе. Для разработки программы должны существовать и определенные законодательные нормы. Депутаты Комитета Государственной Думы по делам национальностей с участием экспертов разработали законопроект о внесении изменений в федеральный закон "О языках народов Российской Федерации", одной из главных целей которого является создание дополнительных условий для сохранения и развития родных языков народов России. Необходимо отметить, что в проекте закона предлагается закрепить за русским языком статус родного языка, чтобы не нарушать конституционное право граждан на выбор родного языка, если таковым является русский язык. Впервые появляется законодательная норма равноправия русского языка со всеми другими языками народов России, что на наш взгляд изменит в положительную сторону отношение ко всем языкам народов России. Существующее в образовательной практике со времен Советского Союза понятие "русский и родные языки" исключает русский язык из статуса родного языка и противопоставляет его в отношении ко всем языкам народов России. Законопроект предполагает реализацию принципа "свободного выбора родного языка из числа языков народов России в соответствии с потребностями личности, способностями и интересами человека", "реализацию прав граждан на свободный выбор… родного языка из числа языков народов России", что соответствует ст.26, ч.2 Конституции Российской Федерации, которая устанавливает право человека и гражданина (личности) на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. В системе образования это обеспечит реализацию права выбора родителями (законными представителями) родного языка, включая русский язык в статусе родного, в качестве языка обучения и потребует от общеобразовательной организации разработки основной образовательной программы этнокультурной направленности, не исключая русскую культуру. Такая образовательная программа должна содержать углубленную культурологическую составляющую по предметам гуманитарного блока и потребует соответствующей разработки учебников на принципе диалога культур. И здесь опыт Крыма для нас очень полезен, особенно для ряда республик. Разработанная инновационная линия учебника по русскому языку настолько современна, что читая понимаешь, что беседуешь с умным, знающим и деликатным собеседником о жизни современного русского литературного языка, об истории стилистики, её функциональных и практических аспектах, о понятии "культура речи" и о требованиях к речи современного образованного человека. Система заданий и упражнений выстроена на диалогической основе. Читатель не только отвечает на вопросы, как в традиционном учебнике, а учится сам задавать вопросы собеседнику. В России аналогичного учебника нет. Очевидно, что в Крыму не случайно сохранена хорошая русская языковая среда в условиях государственного украинского языка, обязательного к изучению и при этом отсутствует в быту межнациональное напряжение. Конечно, необходимо изучить этот опыт, бережного сохранения русского языка.

Вернемся к законопроекту, он широко обсуждается, особенно в республиках в различных сообществах. Из субъектов федерации поступают положительные отзывы от законодательной и исполнительной власти. Однако в Татарстане и Северной Осетии – Алании возникают инициативы полностью не поддерживать законопроект. Президиум Всетатарского общественного центра обратился к Президенту РФ и Председателю Государственной думы РФ с утверждение, что  "Данный законопроект противоречит конституционным основам Российской Федерации. … что в условиях Единого государственного экзамена по русскому языку многие родители нерусских национальностей предпочтут заявить родным языком своих детей именно русский, поскольку это позволит увеличить временной объем на его изучение, который будет складываться из часов на русский язык как государственный и как родной". Однако, почему-то коллеги не задумываются, что такая же возможность возникает по отношению к республиканским государственным языкам в том случае, если родители будут считать, что часов на изучение того или иного языка из числа языков народов России недостаточною. Профессора Тамерлана Камболова из Северной Осетии - Алании в законопроекте не устраивает конституционное право свободного выбора родного языка в  отличие от существующей практики, когда представитель определенного этноса обязан учить язык своего народа.  Читая эти отзывы на законопроект возникает вопрос: "Как же нужно относиться к своему народу, что бы утверждать, что он готов отказаться от своего родного языка?". А может быть современный народ осознает, что может быть не один родной язык. Ведь есть язык отца и матери, малой и большой Родины. А может быть многие представители различных этносов относятся к русскому языку как к родному не отказываясь от своего этнического? А может быть в системе образования необходимо создавать условия для развития минимум двуязычия. На наш взгляд, именно общественные организации, интеллигенция просто обязаны не запрещать какой-либо язык, не противопоставлять их, а формировать положительные мотивы для изучения языков народов России, включая и русский язык. Конечно, это возможно, когда ставиться цель сохранения многонационального и многоязычного государства, а не выстраивания этнической системы образования, формирования не общероссийской нации – многонационального народа России.

Все мы должны понимать, сохранение и развитие языков народов России – это сфера ответственности государства, всех институтов общества и особенно семьи, реализуя личное право каждого гражданина. Безусловно, необходимо поддерживать и всячески поощрять наш народ в желании говорить, писать, исполнять песни, издавать литературу, создавать СМИ на родных языках народов России. Конечно немалую роль в этом играют семейные традиции. Именно оттого, как в семье будут относиться к родному языку, какое место ему отводить в личном общении, будет зависеть внимание к использованию родного языка в системе образования и иных сферах общественной жизни. В образовании, культуре, общении и творчестве, так как владение родным языком только обогащает человека.

Ольга Артеменко
Руководитель Центра этнокультурной стратегии образования ФГБУ «Федеральный институт развития образования»