Нормы нового законодательства могут разрушить единство общероссийского образовательного пространства

Нормы нового законодательства могут разрушить единство общероссийского образовательного пространства

Действующая система правового регулирования формирования содержания общего образования несет в себе высокие риски разбалансировки единства образовательного пространства РФ. Особо важным в обеспечении такого единства является содержание гуманитарных дисциплин и, в частности, языкового блока. 

Новый ФЗ "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года предусматривает создание условий для самоопределения и социализации обучающегося через механизмы стандартизации и вариативности образования. Вариативность реализуется через многообразие основных образовательных программ, которые разрабатываются и утверждаются школой. Однако они разрабатываются с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. Очевидно, что все содержание общего образования, де-факто может стать инвариантом и находится в компетенции субъекта РФ. Таким образом, нормы нового законодательства будут способствовать автономизации школьной сети субъекта РФ, разрушая единство общероссийского образовательного пространства.

Как показывает практика последних 20 лет, такая инвариантность содержания образования используется рядом субъектов РФ для создания в сфере образования автономных условий сохранения и развития языка и культуры преимущественно титульного этноса, формирования этнического самосознания на противопоставлении с общероссийской идентичностью.

При этом за последние двадцать лет русский язык в массовом употреблении превращается из литературного языка в бытовой. В школах ряда республик в начальных классах сокращаются часы на изучение русского языка. Он изучается на коммуникативной основе с функцией межнационального общения, а не как язык, обеспечивающий конкурентоспособность подрастающего поколения. Реализация такой языковой политики вызывает протесты граждан РФ, проживающих в этих республиках. 

В России уникальная языковая среда. Русский язык находится во взаимодействии с более чем 230 языками и диалектами. Все языки народов России имеют своё конституционно установленное правовое положение — выступая в качестве "родного языка", включая и русский язык, они являются равноправными. Данное равноправие в школьном образовании должно реализоваться в диалоге культур и обеспечиваться конституционным правом свободного выбора языка обучения, общения, воспитания, творчества, что, к сожалению, в школьном образовании ряда республик отсутствует. Свободный выбор родного языка – это выбор самих обучающихся, их законных представителей и никто не вправе при этом коррелировать этот процесс с их этнической принадлежностью.

В системе школьного образования в зависимости от языковой ситуации русский язык должен изучаться и в качестве государственного языка РФ на грамматической основе и быть направлен на развитие речи, обеспечивая конкурентоспособность. Русский язык в качестве родного языка в содержательной части отличается от государственного языка РФ усиленной культурологической составляющей. Республики наряду с государственным языком РФ (не заменяя его) вправе употреблять свои (республиканские) государственные языки. При этом необходимо отметить, что ни один федеральный закон не устанавливает равноправие государственных языков. Да и понятно, что государственный язык РФ не может приравниваться к республиканскому государственному языку. В международных нормах подчеркивается, что защита и развитие региональных языков или языков меньшинств не должны осуществляться в ущерб официальным языкам.

На современном этапе становления образовательной политики для снятия межнационального напряжения, улучшения качества языкового образования необходимо в нормативных правовых актах скорректировать понятийно-терминологический аппарат. В частности, изъять такие понятия как "родной нерусский", "русский неродной", "русский как иностранный". Исключить противопоставление родной и русский, т.к. русский язык также является родным. Вывести русский язык из статуса государственного языка республики, сняв их  функциональное равноправие.

Призванная сохранять баланс интересов языковая образовательная политика России может и должна идти по пути совершенствования, прежде всего, законодательной базы. В федеральном законодательстве требуется дополнительное уточнение сложных аспектов правового положения языков народов РФ. Комитетом Госдумы по делам национальностей уже подготовлен такой законопроект. На этапе подготовки к его рассмотрению в первом чтении поступило 38 отзывов исполнительных органов власти субъектов РФ, из них 37 положительных, 20 отзывов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, из них 18 положительных. Принятие законопроекта в целом поддержали Чувашская республика, Калужская, Костромская, Курганская, Курская, Липецкая, Орловская, Саратовская, Тульская и Ульяновская области.

Ольга Артеменко
Руководитель Центра этнокультурной стратегии образования ФГБУ «Федеральный институт развития образования»