Главное — добровольность
Как я отношусь к тотальным диктантам на родных языках? Конечно, положительно. Ведь это мероприятие проводится уже 12 лет по русскому языку, который тоже родной. Самое главное это то, что мероприятие проводится на добровольной основе, а значит,
создаются условия для удовлетворения потребности проверить свое знание языка и пробудить интерес к повышению своей грамотности.
Продуман комплекс мер мотивирующих участие в мероприятии: объявляются победители по номинациям и выдаются памятные призы, выдаются сертификаты всем участникам. Я считаю, что нужно как можно больше на добровольной основе организовывать и проводить мероприятий, направленных на развитие интереса к изучению родных языков, особенно в школе в различных форматах: кружки, олимпиады, конкурсы, КВНы, круглые столы и т.д. Все, что проводится на добровольной основе, особенно если это касается языков, нужно всячески рекламировать, поддерживать.
Заставить знать язык невозможно и тем более качественно. Обязательность только портит язык.
Конечно, экономика это сильный мотивирующий фактор. Именно поэтому многие хотят и изучают английский язык. В субъектах России многие хотят качественно знать русский язык, понимая, что он обеспечивает конкурентоспособность в России. Многие поэтому сейчас имеют репетиторов, т.к. современная школа не дает такого качества. Если бы не было репетиторов, то показатели ЕГЭ были бы еще хуже. Получается, что результаты ЕГЭ зависят от кошелька родителей. У нас в прямой зависимости образование стало платным. Школа натаскивает, репетитор учит. С другими языками из числа языков народов России ситуация ещё хуже чем с русским. Здесь экономика не работает и когда заставляют, обязывают их изучать, то это приносит только вред языку, ухудшая отношение к нему.
Тому пример практика реализации языковой политики в Республике Татарстан. Предпринимаемые последние 25 лет всевозможные действия для повышения качества знания татарского языка и его использования, сопровождающиеся большими тратами бюджетных средств, до настоящего времени к положительным результатам не привели. Даже председатель Комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Госсовета РТ Разиль Валеев признает, что
«если человек не увидит перспективу потребности в языке после окончания школы, то, сколько его ни учи, он не будет относиться серьезно к изучению языка, и результатов мы никогда не добьемся».
Практически последние 10 лет в республике, к сожалению, мы наблюдаем только межнациональное напряжение, как результат реализуемой языковой политики. Рекомендации, принятые Комитетом 12 апреля 2016 года, не ориентированы на улучшение языковой ситуации в республике. Совершенно очевидно, что в современных экономических условиях ни искусственное расширение сферы применения татарского языка, ни установление надбавок гражданам, в работе которых необходимо знание и практическое применение двух государственных языков РТ, ни обязательное изучение всеми учащимися, независимо от их этнической принадлежности, татарского языка в школе, ни увеличение часов на его изучение по сравнению с другими субъектами РФ, ни организация факультативных занятий для изучения татарской письменности на основе латинской и арабской график не приведут к положительным результатам. Все это безумная трата средств, не стимулирующая развитие интереса к родному, в частности татарскому, языку ни у детей, ни у взрослых.
Конечно, хочется, чтобы во всех субъектах РФ и во всех сферах жизнедеятельности реализовывались современные и эффективные мероприятия, обеспечивающие сохранение и развитие языков и диалектов народов России,
а их сегодня более 230, но для этого, очевидно, необходимо на федеральном уровне принять Стратегию государственной языковой политики.
Ольга Артеменко
Руководитель Центра этнокультурной стратегии образования ФГБУ «Федеральный институт развития образования»