Чему и как учат в арабской школе

Побывав во Всероссийском детском центре  «Орлёнок» на   Международной  конференции для преподавателей английского языка,  я узнала,  чем удивляет арабская школа и чему удивляются её ученики.  Как учатся на востоке и чему восток учит?

О своём опыте работы в школе в ОАЭ рассказывает Дмитрий Леонидович Соколенко, доцент кафедры иностранных языков гуманитарных факультетов Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова.

Учителя делятся своим опытом, обмениваются материалами, а после официальной части, конечно, не обходятся без рассказов о своей педагогической судьбе. Слушаешь их и понимаешь, насколько непредсказуема жизнь – никогда не знаешь, куда она тебя приведёт.  Мне, как начинающему преподавателю, было любопытно послушать истории старших коллег, а одна из них увлекла настолько, что захотелось поделиться ею с широкой аудиторией. Возможно, она вдохновит кого-то так же, как меня.

         О школе

            В Абу-Даби есть нефтяная компания ADNOC, которой принадлежит всё: бензоколонки, больницы, школы и др. Я работал в одной из таких частных школ в качестве школьного психолога для мальчиков в 11-12 классах. Школа располагалась в Западном регионе Абу-Даби, недалеко от границы с Саудовской Аравией.   Несмотря на то, что обучение проходило по американской программе и среди учащихся были представители других стран, все местные традиции строго соблюдались. По окончании начальной школы девочки и мальчики начинают учиться раздельно, пять раз в день все молятся, по утрам обязательно чтение Корана на общем собрании.

            Моя работа заключалась в подготовке учеников к написанию резюме, которые нужны, чтобы отправиться учиться в Америку. Они имели настрой отправиться учиться именно туда, так как местное образование не считается престижным. После возвращения из США они смогут работать  высокооплачиваемых должностях.

            Мне нравилось, что преподаватели были со всего мира. Была прикольная тусовка. Отбирали специалистов из разных стран: из Италии был учитель физики, из Новой Зеландии — учитель начальных классов, из ЮАР — учитель английского, преподаватели арабского учились в Египте и Сорбонне. Школа может себе позволить выбрать лучших, и, естественно, это накладывает отпечаток на образование.     

         О трудовых буднях

            Восемь утра, начинается ассамблея, на которой должны присутствовать все дети и учителя. Это представляет собой трёхминутное чтение Корана и исполнение национального гимна Эмиратов. Даже если ты не знаешь Коран или вообще арабский язык, всё равно участвуешь. Далее все расходятся на занятия до обеда.

            В процессе обучения дети делали много проектов и презентаций на определённую тему. Темы менялись каждую неделю, например, неделя науки, неделя леса и другие. Было очень много школьных поездок, то в зоопарк, то на острова, то на берег залива, чтобы его почистить. Организовывали соревнования, ставили спектакли, разыгрывали сценки, играли в футбол, настольный теннис, волейбол, бадминтон.

            Я был также ответственным за практику для старшеклассников. Они работали в пожарной службе, полиции, торговом комплексе, строительной компании, на заводе и в других местах. Там они изучали как что происходит — бизнес, планирование, рабочий процесс — буквально всё!

            После основных занятий каждый преподаватель вёл свой кружок. Я курировал шахматы. Интересно, что многие даже не знали об этой игре.

         О детях

            В сфере услуг в Эмиратах работает очень много приезжих их разных стран, что несомненно оказывает влияние на местных детей. Они уже с рождения понимают, что вот это моя няня, филиппинка например, этот человек приходит что-то чинить, он другой национальности. У нового поколения детей есть свои водители, нянечки, прислуга. В связи с этим у детей часто была проблема с мотивацией в обучении. Когда я при разговоре с учеником задавал вопрос «Что ты хочешь в жизни?  Какие у тебя интересы?», в ответ слышал «У меня есть верблюды. У меня есть всё, мистер». Тогда я спрашивал, не хочет ли он продолжить дело отца, на что он отвечал: «Мой отец мне всё дал. Мне этого достаточно». Верблюд, кстати, является показателем статуса.

            Была категория людей, которые выделялись таким отношением, но в общей массе они пытались что-то делать. Они стремились, но многого не знали, так как им это никто не рассказывал. Им покажешь шахматного короля, они — вау! Скажешь им про Пушкина или Россию, они — ууу! (удивляясь).

            Такие острые темы, как холокост, с ними не обсуждались. Они не знали, что это такое. Когда речь зашла о Второй мировой войне, я спросил «Кто победил?», они в ответ — американцы. Тогда я сказал: «Для вас, наверное, будет разочарованием узнать, что всё это немножко по-другому складывалось» (улыбается).

            Израиль для них не существует на карте. Они об этом не знают, и никто с ними эту тему не обсуждает.

            Они знают своё. А другое... может оно где-то и есть, но они об этом особо не задумывались.

         Об отношении к учителю 

            Отношение к учителю зависело от того, как себя поставишь. Ценили тех, кто умел держать класс. Иногда слышал, что, мягко говоря, повышали голос, что держать дисциплину. Меня испытывали, особенно 7 класс, всеми возможными вариантами. Через какое-то время, когда они увидели, что мне можно доверять (напомню, что моя роль была не преподавательская), отношения наладились.

            В школе большинство преподавателей — мужчины, даже у девочек. Это сразу бросается в глаза. Вообще там роль женщины в воспитании минимальна.         

         К чему быть готовым?

            Когда 29 июня нам выдали письмо, в котором выражалась благодарность за работу и сообщалось, что сегодня наш последний день, преподаватели были удивлены. 30 июня все собирались отправиться в отпуск, а потом вернуться и вновь приступить к работе. Вот ты сидишь после этого и думаешь, а что я сделал? Ну, естественная реакция. А за этим ничего нет, просто бизнес. Оказалось, что компанию перепродают и всех распускают.

             Условия жизни, конечно, очень впечатляют! Очень вкусная еда, чистота! Очень много национальностей уживаются вместе: филиппинцы, китайцы, индусы и другие. Но! При этом всё понятно, что никакой критики шейха или государства, никаких заявлений про местных быть не должно. Не дай бог ты скажешь что-то про местных, или возникнет какой-то конфликт, ты всегда будешь неправ, потому что ты иностранец. Тебе дадут денежку на билет, посадят на самолёт, и ты улетишь, получив чёрный билет, то есть ты никогда не вернёшься.

            Нужно понимать, что ты иностранец, и что твои ценности, предпочтения и традиции не похожи на местные. Не нужно судить, сравнивать или ожидать чего-то. Когда ты там, нужно принимать их культуру, традиции и мировоззрение. Это очень консервативная часть арабского мира.     

         Чему восток учит? 

            У нас суета. Мы постоянно перебегаем с места на место, бежим куда-то. Нет времени остановиться понюхать цветочки (улыбается). Stop and smell flowers. Восток этому учит.

           

Анна Забродина,

Слушательница школы межэтнической журналистики

3 апреля 2018