Вдали от родины с национальной культурой в сердце
В Новосибирске прошел показ документального фильма Анны Моисеенко «Песни Абдула», который снимали на протяжении четырех лет. Съемочная группа наблюдала за жизнью мигранта в Москве и на его родине – в Таджикистане. Режиссеру даже приходилось жертвовать своим здоровьем, чтобы увидеть быт и обычаи памирцев.
Вход свободный. В зале, помимо меня, сидят еще три человека. Первые сцены фильма начинаются с национальных таджикских песен в исполнении главного героя. Они будто погружают в реальную жизнь памирца Абдула Бекмамадова. На протяжении всего фильма зритель «сопровождает» Абдула, наблюдая за его жизнью в московской хрущевке, где герой ежедневно обедает «Дошираком» и делает ремонт для хозяина квартиры.
Своих детей Абдул не видел много лет, он переехал в Москву через несколько дней после рождения сына. Не отчаиваться ему помогает подработка в театре «Акын-опера» – там Абдул исполняет народные песни, а иногда переделывает их на новый лад. С другими уроженцами Таджикистана они создали свой ансамбль, в котором каждый играет на каком-нибудь музыкальном инструменте.
Абдул каждый день поддерживает связь с родственниками, он всегда делает для них все возможное. Его стремление помочь своей семье вдохновляет зрителей. «Для меня все люди равны. Я считаю, что самое главное в человеке – порядочность, вне зависимости от его национальности. Абдул достаточно скромный человек и даже не догадывается о том, что он талантлив. Народы Средней Азии сохраняют то, чего не сохраняем мы, а именно – свои традиции и культуру. Конечно, это ненормально, что люди уезжают из своей родной страны, но Россия – спасательный круг для многих из них. Мне кажется, что так быть не должно», – комментирует фильм один из зрителей, актер драматического театра Владимир
В 2014 году Абдул стал лауреатом российской национальной премии «Золотая маска». Для мигранта это событие стало большим потрясением. В своих интервью мигрант говорит о том, что жизнь после этого стала еще сложнее, потому что многие не хотят брать на работу человека, которому вручили национальную премию.
Режиссер Анна Моисеенко ездила с Абдулом Бекмамадовым в Таджикистан, жила с его семьей и преодолела много трудностей и неудобств. По пути на Памир Анна сильно заболела, но жена Абдула вылечила ее народными таджикскими методами. Несмотря на непривычные для жизни условия, Анне удалось передать душевную атмосферу родного дома героя и заставить зрителей задуматься над вопросами о жизни мигрантов в России и их месте в нашем обществе.
Меня поразила внутренняя сила Абдула, его стремлением улучшить жизнь своей семьи и равнодушие к блеску и богатству московской жизни, которая ему не доступна. В таких условиях очень тяжело остаться Человеком, но главному герою фильма это удалось.
Дарья Костина, слушательница Новосибирской школы межэтнической журналистики
2 апреля 2018