Песах для новичков
30 марта в Большой Хоральной Синагоге прошло празднование Песаха, центрального иудейского праздника в память об Исходе из Египта. Изначально информационный отдел Синагоги пригласил журналистов на интервью с главным раввином Петербурга Менахем-Мендлом Певзнером, однако в день праздника раввин отказался от встречи. Пресс-центр прокомментировал решение раввина его занятостью в приготовлении к празднованию. Также представителям СМИ была обещана демонстрация ключевых блюд Песаха. Однако по итогу они были приготовлены заранее, а сам праздник снимать было запрещено по религиозным соображениям.
Разрешено снимать было только приготовления к Песаху в главном зале Синагоги. А именно как официанты накладывали еду в тарелки. Столы были расставлены по всему залу, а скамьи, на которых обычно сидят прихожане, были сдвинуты к окнам. На каждой тарелке символы Песаха: обжаренное куриное горлышко, сваренное в крутую яйцо, марор (горькая зелень). В центре зала – пьедестал, на котором стоят стол и стул для ведущего праздника.
– Сам праздник в этом году длится с 30 марта по 7 апреля. Все это время нельзя есть хамец. Хамец – это мучные изделия на закваске. Это хлеб, макароны, крупы, – объяснила представитель информационного отдела Наталья Букринская. – Также не принято есть бобовые. Во-первых, потому что наши предки не могли позволить себе такой богатый хлеб в рабстве. Это напоминание об их тяжелой участи, которая их настигла. Во-вторых, квасное до момента выпечки проходит процесс брожения, и тесто увеличивается в размере. Это символизирует гордыню. А гордыня и рабство не могут сочетаться. Хамеца даже не должно быть в доме. Обычно еврейские семьи проводят тщательную уборку, продают свой хамец или избавляются от него. Есть такой ритуал продажи хамеца, включая алкоголь.
В этом году к празднованию Песаха информационный отдел Большой Хоральной Синагоги подготовил издание «Как отпраздновать Песах у себя дома» с рисунками ребят из детского клуба «Хаверим». На занятиях клуба они изучили пасхальную Асаду и сделали по ее мотивам рисунки, коллажи и аппликации, что и вошло в издание. Мы публикуем некоторые выдержки из данного пособия для новичков, чтобы наш читатель смог познакомиться с еврейской культурой.
Что такое Песах?
Песах – это праздник, в котором уделяется особое внимание детям. Сам пасхальный седер выстроен так, чтобы вызвать у ребенка любопытство. В ответ родитель должен рассказать о том, как Всевышний совершил для предков чудо, выведя их из Египта. Это история является важной заповедью для евреев, ведь о событиях Исхода в Торе написано: «И расскажи сыну своему». Таким образом, евреи передают традицию из поколения в поколение, тем самым сохраняя ее.
Как евреи готовятся к Песаху дома?
Евреи тщательно проводят уборку в своем доме до того, пока ни одной крошки и следа не останется на поверхности кухонной мебели. Также на время празднования запрещено пользоваться и посудой, в которой хамец готовили и из которой его ели. У религиозных евреев на этот случай заранее приготовлен «пасхальный» набор посуды, однако если семья не может себе позволить его покупку, возможно использование одноразовой посуды или же на крайний случай – пользоваться той, что есть, перед этим хорошо его помыв. С точки зрения еврейского закона, это считается простительным. Лучше сделать хотя бы что-то, чем не сделать вовсе. Главное – не есть хамец.
Как евреи продают хамец?
Перед Песахом евреи обязаны избавиться или продать весь имеющийся в их доме хамец. В настоящее время последнее сделать куда проще, чем раньше. Прихожанин может обратиться на ресепшн Большой Хоральной Синагоги и заполнить специальную форму, либо оформить продажу хамеца через сайт jeps.ru. Затем главный раввин Петербурга Менахем-Мендл Певзнер собирает все заполненные формы и осуществляет юридически правильную с точки зрения еврейского закона коллективную продажу хамеца нееврею. После окончания праздника раввин выкупает проданное прихожанами обратно, и 7 апреля в 21:15 хамец возвращается обратно в их владение.
Что такое пасхальный седер?
Традиция Песаха – седер, праздничная трапеза, во время которой глава семьи читает Асаду, рассказ об исходе из Египта. Перед ним стоит кеара – пасхальное блюдо, с которым по ходу седера производятся различные действия. На кеару кладут различные виды пищи, позволяющие ощутить горечь рабства и сладость избавления от него. Марор – горькая трава, как напоминание о тяжелой жизни в Египте. Соленая вода – олицетворение слёз, пролитых евреями в рабстве. Харосет – смесь сладких фруктов и орехов, по виду похожая на глину, из которой евреи-рабы делали кирпичи. Вареное яйцо – символ жизнестойкости еврейского народа: чем больше его «варишь», тем крепче он становится. Обжаренное на огне куриное горлышко – напоминание о пасхальной жертве. Во время седера каждый должен выпить четыре бокала кашерного вина. Каждый бокал – есть символ шага навстречу избавлению. Седер проводится два вечера подряд, в 2018 году – 30 и 31 марта. Многие действия седера направлены на то, чтобы поддержать интерес детей и не дать им уснуть.
Дарья Горшенина, фото автора
2 апреля 2018