Сжечь чучело: как россияне встречают весну
В Петербурге отпраздновали Масленицу – традиционный славянский праздник, символизирующий окончание зимы. 13 марта в Парке имени Бабушкина можно было увидеть, как мужчины лазают по обледенелому столбу за колбасой, женщины водят хороводы, а дети обнимают рыжеватого верблюда.
История одного мальчика
Девушки-скоморохи, в меховых шапочках и со связками баранок на шее, на ходу румянят себе щёки. Олень по кличке Бродяга возит в санках детей. Снега нет, полозья разбрызгивают мартовские лужи, а олень безрогий. Но ребятня визжит от восторга, да и сам Бродяга будто ухмыляется.
Тамара Сергиенко привела на Масленицу внуков. Держит за руку младшего Мишу, тот вцепился в брата – чтобы не потеряться в ярмарочной суетливой толпе, снующей по парку. «Мишутка у нас неуклюжий и нежный, – делится со мной гордая бабушка, – на Масленице никогда не был, всё для него сейчас красиво и диковато». Пахнет пряным чаем, приторным петушками на палочке, сырым весенним парком и жирными блинами. С зимой прощаются многолюдно, шумно, крикливо и весело. Миша тоже прощается, ломает сапожком корочку льда.
История одного праздника
Аналог Масленицы – карнавал. Бун Барекендан в Армении, Фастнахт в Германии, Васталавьи в Прибалтике, Марди Гра в Америке. Русская Масленица длится неделю и отделяет зиму от весны. В последний её день издревле шумят народные гуляния. В Марьино (250 км к югу от Москвы), родном селе бабушки Тамары к Масленице готовились заранее. Девки шили наряды, парни строили ледяные горы, чтобы на санях скатываться с них, усадив какую-нибудь юбку поярче себе на колени. Спорили, у кого будет кисель гуще и жирнее блины. Гадали, кого из старых знакомых встретят и чем те похвастаются. Устраивали кулачные бои, бои петухов и гусей. Выбирали фаворитов из односельчан и из животного мира. Пеклись блины, круглые и золотистые как весеннее солнце, и сжигалось соломенное чучело, чтобы вместе с ним в огне исчезли напасти и невзгоды прошлого года. Традиция осталась. На это и пришло поглядеть семейство Сергиенко.
История одного чучела
У Миши разбегаются глаза, столько чудес разом он ещё никогда не видел. Во-первых, вокруг палаток с блинами, пирогами и лепёшками чинно вышагивает верблюд. Хозяин оленя Бродяги был недоволен конкурентом с юга, но верблюд лишь постоянно что-то жевал и продолжал невозмутимо катать ребятню. Рыжие ноги мягко ступают по протоптанной глиняной дорожке, и маленькие наездники, ютящиеся между горбами, покачиваются от его мерного шага.
Во-вторых, огромный столб посреди площади вдруг оказывается не фонарным. Под ним шустро разделись несколько мужчин, похрустели пальцами и начали на столб залезать. Делали они это не слишком умело, но одному удалось добраться до вершины и сорвать у основания приз – палку колбасы.
— Это такая народная забава, Миша. Столб холодный и скользкий, вот и карабкаются парни, проверяют, кто сильнее и ловчее.
— Повезло, бабуль, он колбасу выиграл. Там вон ещё чайник висит и сапоги резиновые.
И в-третьих, что было уже совсем невероятно, кукла в человеческий рост, в розовом ситцевом платье, вдруг загорается под общих смех. Чучело сначала горит неохотно и робко, но вдруг вспыхивает, столп искр вырывается вверх. Здравствуй, весна!
История одной весны
Сытый Миша идёт к метро. Вымазал ладошки в саже и масле, но не замечает этого, слишком весел. Ведь так принято встречать весну – устраивать гуляния, ходить в гости или принимать их у себя и, конечно, печь блины.
По данным Всероссийского центра исследования общественного мнения, традиция угощаться блинами на Масленицу – самая популярная среди 85% россиян. Опрос был проведён среди 1600 человек в 130 населенных пунктах России. На Масленицу 2016 года приготовили во много раз больше блинов, чем раньше. Миша с этим согласен.
Екатерина Ступина,
студентка Школы межэтнической журналистики, Санкт-Петербург