НОСИТЬ ХИДЖАБ, НЕ ЗНАЧИТ НЕ УВАЖАТЬ ЧУЖУЮ КУЛЬТУРУ

НОСИТЬ ХИДЖАБ, НЕ ЗНАЧИТ НЕ УВАЖАТЬ ЧУЖУЮ КУЛЬТУРУ

- Насчет религии и одежды я всегда говорю, что для тебя норма, для других - патология. Вот ты стоишь на улице в плюс двадцать в хиджабе, люди смотрят на тебя и думают, неужели ей не жарко? А мне нормально! Солнце не печет мою голову, волосы надежно защищены.

Далия смеется, когда рассказывает этот случай. Таких у нее много. Два года вдали от родины, незнакомые люди и традиции, но кажется, все сложности этой солнечной девушке по плечу. Далия Кантышева приехала из Северо-Кавказкого федерального округа России, республики Ингушетия, чтобы учиться на дефектолога в СГСПУ. В группе к ней сразу же возникло неоднозначное отношение. Девушка в хиджабе и длинной юбке в пол вызывала разные эмоции у окружающих.

Университет и социо-культурный барьер

- Мне попался дружный коллектив однокурсников и преподавателей, которые в меньшей степени оценивают человека по внешнему виду и одежде. Многие думают, если в платке, значит не «бум-бум». За это время приходилось через многое проходить, со многим сталкиваться. Сначала люди оценивают тебя по внешнему виду. Вот ты в платке, значит, ты два слова по-русски связать не можешь. Даже в общественном транспорте замечаешь, что на тебя не просто смотрят, а прямо пялятся. Когда разговариваешь по телефону, люди удивленно на тебя смотрят, неужели она знает русский алфавит?

Все это она говорит с улыбкой на лице, не опуская из рук чашку с чаем. А я смотрю и думаю, то ли она уже привыкла и смирилась со стереотипами, то ли в принципе не умеет злиться.

- А есть такие предубеждения в университете?

Она смотрит задумчиво, наверно вспоминая все прошлые события.

- На первом курсе было непросто, даже обидно. Когда я заходила, все оборачивались, хотя я никогда не носила черного, чтобы все пугались. Преподаватели поначалу удивлялись моим хорошим ответам. Из-за пораженных лиц, начинала думать, неужели я так стремно выгляжу, что они считают, что со мной что-то не то? А потом, наверное, сами преподаватели привыкли, что я такая особенная на всем факультете.

На слове «особенная» она делает воздушные кавычки руками и иронично продолжает.

- Если взять мою группу, то первые полгода они были, мягко говоря, в шоке. То ли  ожидали от меня меньшего, что я умею, то ли  ждали агрессии. Просто я сижу за первой партой, а со мной никто не сидит.

- Никогда? - удивленно спрашиваю я.

- Да нет. Так было первую неделю, им нужно было адаптироваться. Поначалу было такое ощущение, что они думали, как я вообще могла попасть к ним. Сейчас все иначе. Есть адекватные девушки, которые хорошо относятся, интересуются порой моей культурой.

 

- Есть мнение, что существует определенный дресс-код в ВУЗе и ношение хиджаба это некое неуважение к этим правилам?

- Свобода вероисповедания все-таки узаконена Конституцией и нельзя идти вразрез с ней, создавая какие-то условные дресс-коды в университете. Это не укладывается в моей голове. Да конечно, у нас тоже есть свои правила. Когда к нам приезжают на родину туристы, девушкам запрещается носить шорты. Если я так одеваюсь, это не значит, что я не уважаю общество, в котором нахожусь, это просто мое внутреннее я. 

- Были ли конкретные ситуации такого недопонимания?

- Некоторые преподаватели, конечно, не говорят ничего напрямую, но как-то отношением показывают, что возможно пока не готовы или не хотят тебя принимать такой, какая ты есть. Сталкиваешься с тем, что твоя одежда это такой социокультурный барьер, который мешает вам контактировать. Ты начинаешь прикладывать как можно больше сил, в два раза больше внимания, желания и пытаешь таким образом добиться того, чтобы тебя перестали оценивать по внешнему виду. Ну, было обидно, когда в прошлом семестре у нас появился новый преподаватель. У нас с ним возникло недопонимание. У меня к ней ничего не было, так как это преподаватель. Ты испытываешь уважение и соблюдаешь субординацию по отношению к ней. Но она предпочла занять другую позицию. Были моменты, когда акцентировала внимание на моей внешности и к религии, к которой я принадлежу. Якобы мое присутствие сковывает проведение занятий. Она спрашивала у девочек, как они к этому относятся. Они лишь сказали, что при мне стараются не материться ну и посмеялись просто. Ну что же тут такого, я и сама посмеялась над этим. Но она это приняла совсем по-другому. Посчитала, что я ограничиваю их в чем-то. 

Семья

У Далии большая семья в Ингушетии. Родные два брата и три сестры. Рассказывая же про двоюродных она пригрозила, что, если начнет пересчитывать, это затянется надолго.

- Мне кажется, для вас семейные ценности одно из главн…- не успеваю закончить предложение и задать вопрос, Далия уже перебивает. А в голосе такая любовь и какая-то тоска.

- Именно семья, взаимоотношения старших и младших. У нас все основывается на доброте, понимании, взаимоуважении. Нет уважения, нет никаких основ.

- Очень скучаешь по родным?

            Спрашиваю и вижу по ее взгляду, что задала очень глупый вопрос с очевидным ответом.

- Очень, это мягко сказано, потому что у меня получается уезжать только когда  закрою сессию. Два раза в год примерно, на каникулах. Вот недавно экстремальный случай был, когда я просто на недельку уехала на свадьбу брата. А так за все эти два года я была дома только четыре раза.

- Как вот родители тебя отпустили, все-таки чужой город, народ, традиции, другая культура?

- Они очень волнуются, но все это они делают, потому что я очень хотела учиться. У меня были стремления, желания, амбиции и они не хотели мне мешать в этом, поэтому и согласились.

- Часто с ними общаетесь?

- Мы с мамой созваниваемся каждый день. Если я не позвоню, она уже начинает волноваться. Общаемся по скайпу, по видео звонку через вотсап, переписываемся в социальных сетях. Где-то час полтора у нас уходит на такие беседы, поэтому я стараюсь заканчивать учебу как можно быстрее, чтобы можно было спокойно поболтать.

 

Дружба и любовь

Земляков в университете девушка так и не встретила. Но как оказалось, ингушей в Самаре предостаточно. В основном это парни, обучающиеся в техническом ВУЗе.

- Мы списываемся, созваниваемся, интересуемся, что да как. Самое замечательное, что есть кого попросить о помощи.

 - Как вы нашли друг друга? У вас какое-то сообщество есть или что?

- Да, сообщество, группа в инстаграмме и вконтакте. Еще когда мы уезжаем, получается, что порой мы все занимаем один вагон поезда. Иногда случайно узнаешь друг друга чисто по речи. Бывает, стоишь с утра в трамвае, рядом парень, который говорит на твоем языке и ты понимаешь, что он ингуш. Так вот и знакомились. Разные были ситуации.

- Вам можно общаться с русскими парнями или вы стараетесь их избегать?

- В плане любовных отношений? Ну, в основном нет, если только человек иной веры не примет ислам. Выходить замуж и иметь какие-то взаимоотношения нельзя. Да и с нашими парнями, с ними тоже все строго, даже за руки не держимся. Чисто общение, знакомство и все плавно перетекает в брак. Мы считаем, что если до брака вы знаете все друг о друге, то о чем можно говорить при совместном проживании. Хотя, я согласна, что до брака надо узнать человека, чтобы увидеть, есть ли у вас общие взгляды на мир, будущее. 

- Нет такого, что родители выбирают женихов?

Далия смотрит как-то странно и улыбается. Наверное у меня сегодня день глупых вопросов.

- Это распространенный стереотип, что нас выдают замуж насильно. Я прямо удивляюсь, когда спрашивают, ты не замужем? А тебя не выдадут замуж? Такого нет. Да и без твоего согласия никто не может выдать замуж типа «давай забирай, плати калым».

Теперь уже мы вдвоем смеемся. И, правда откуда такие стереотипы? Прощу рассказать ее поподробнее о традициях и схемах «выданья невест».

 - Ничего такого нет. Часто думают, что на нас могут давить родные, определяя выбор. Если тебе что-то не нравится, ты можешь все отменить в день свадьбы. К тебе приходят чужие люди, старейшины села, которые в разговоре наедине узнают, по своему ли согласию выходишь, хорошо ли знаешь жениха.

- А у тебя есть жених? – спрашиваю я, девушка смущается. Видно, что очень интимная для нее тема.

- Есть человек, который ждет, когда я окончу учебу. А я еще  в раздумьях: сразу в 22 года выходить или еще поучиться. Но, я думаю, что после учебы, хочу год побыть дома. Думаю, те четыре года дают мне право годик пожить с родными, потом уже решить, что, да как.

 

Хиджаб, терроризм и общественные места

- Вчера сидели в кафе с подругой: обе были в хиджабе, играли в шашки. Просто с детства люблю шашки и очень давно не играла. Купили, сидим и я  замечаю, что парень напротив меня на нас смотрит. Девушка на нас смотрит. Но я себе говорю, возможно, потому что мы в общественном месте играем в шашки, а не потому, что мы в платках.

- Чувствуешь по отношению к себе какую-то агрессию?

- В торговых центрах люди скорее опасаются, а не злятся. Возможно, играют те стереотипы, которые пытаются привить нам СМИ. Двадцать четыре часа в сутки мы слышим, что мусульмане - это террористы, которые только и хотят тебя зарезать. Все-таки это дает какой-то отпечаток и люди начинают бояться. Но ты лишь мило улыбаешься в ответ и шагаешь дальше.

Общежитие

- Ты живешь в общежитии, как складываются отношения с соседями?

- Мне попалась очень хорошая адекватная девушка. Мы иногда говорим на религиозные темы, находим точки соприкосновения. Она даже планирует приехать к нам на лето. Очень ей нравятся горы и башни

- Получается она единственная здесь, кто видел тебя без платка?

- А, ну да. В этом плане так и есть. Этот вопрос задается очень часто. Девочки в нашей группе говорят, ну вот ты же можешь при девушках снимать хиджаб. Уже почти два года прошло, а мы не видели тебя ни разу. Ну, я отвечаю, вы же не предлагаете мне в корпусе снять платок и расхаживать так. Я считаю, что в женщине должна быть какая то изюминка, тайна. Давайте это будет моей тайной.

Текст и фото - Анастасия Романова, школа межэтнической журналистики в Самаре, Самарский социально-педагогический университет.

31 марта 2018