Марк Коган: "Премия "Душа России" - для меня достижение. Это то, что держит меня на плаву"
В этом году один из старейших культурных центров в Самаре отмечает свое 25-летие. О возрождении национальных традиций в музыке и жизни мы поговорили с руководителем городской национально-культурной еврейской автономии«Тарбут лаам», Марком Коганом. Уже много лет Марк Львович является также идейным вдохновителем и руководителем ансамбля клезмерской музыки «Алия».
- Марк Львович, можно ли сказать, что сегодня происходит второе рождение этнической музыки?
- Например, еврейская музыка - это огромный пласт культуры, который охватывает буквально пол-мира. Она многое впитала в себя и поделилась своими традициями. Евреи, которые внесли огромный вклад в мировую музыку, в России такие же люди. Посмотрите, израильская музыка процветает, еврейская музыка в Америке также прекрасно существует, еврейская музыка в Европе признана. При том, не будем путать, израильская музыка немного другой культуры.
Сегодня удалось сделать многое по возрождению еврейской музыки на территории России и бывшего СССР. Я могу сказать, что она стала частью музыки общесоветской, общероссийской. Ни изгоем, ни чем-то странным, непонятным. Но были времена, когда само слово «еврей» было чем-то оскорбительным. Люди, рожденные евреями, скрывали свою национальность, как могли. Максим Дунаевский, Ян Френкель, Владимир Шаинский, Дмитрий, Даниил и Михаил Покрассы, Матвей Блантер - все они талантливые люди, их песни поют все, но они никогда не афишировали свое происхождение. Но, например, в «Катюше» Блантера, слышны интонации парадной музыки. Ведь он вырос среди еврейского населения, в еврейской культуре.
- Известно, что клезмер повлиял на рождение блатной песни и городского романса, откуда родом это направление в еврейской традиции?
- Клезмер («поющие инструменты») – народная музыка восточноевропейских евреев. Как правило, это были ремесленники, сапожники, портные, которые в свободные минуты играли на разных инструментах. Музыка помогала клезмеру отвлечься от его тяжелой судьбы. Такой своеобразный «уход в мир грез». Посмотрите на карту до 1917 года. Европа выглядела иначе, не было Польши, Финляндии, Венгрии. Была Австро-Венгрия, Германская, Российская империи. Евреи попали в Российскую империю, когда Екатерина завоевала Польшу. Так, 3 миллиона вдруг стали ненужными нежданными гражданами. Это была огромная ошибка империи и она закончилась потрясениями начала XX века. Национальный вопрос - очень сложный.
- Что сегодня происходит с клезмерскими традициями? Есть ли современное исполнение?
- Например, американские ансамбли играют мотивы 18-19 веков, только используются не скрипка и кларнет как раньше, а например, бас гитара, барабаны, саксофон. Очень отрадно, что клезмерская музыка сегодня – это музыка больших концертных залов, большого количества зрителей. Интересно, что именно не еврейские слушатели более благодарные. Они делают для себя открытия. Например, в еврейской традиции не было женского пения, раввины и сейчас, когда женщина поет - убегают из зала. А вот у нас в ансамбле поют женщины и из зала, кроме раввинов, никто не убегает (смеется).
- Марк Львович, расскажите, пожалуйста, как и при каких обстоятельствах родилась идея создать национальный еврейский центр?
Изначально в Самаре существовала общественная организация, которой руководил Михаил Каплан. Он помогал верующим, не боясь и не стесняясь, приходить в синагогу, помогал раввину устроиться на новом месте. Параллельно у меня был еврейский музыкальный центр «Алия», школа, при которой работали 2 ансамбля: вокальный и инструментальный. Мы занимались музыкой, а Каплан общественной деятельностью. В последствии все это объединилось.
- Насколько активно сейчас молодежь принимает участие в работе центра?
- Сегодня больше свободы, еврейская школа, концерты, свободный выезд. Если у родителей есть деньги - ребенок может съездить и посмотреть Израиль, Европу. Дети, которым сейчас 15, 16, 20 лет - они выросли другими, не без родимых пятен коммунизма, но с иным мышлением. Молодежь приобщается больше и активнее, чем это было 20-25 лет назад.
- Марк Львович, недавно культурному центру исполнилось 25 лет. Как отметили событие?
Юбилей центра совпал с праздником «Пурим» ( жребий). Мы отметили его небольшим концертом в офисе региональной культурной автономии. Собралось человек 20. Это наши коллеги из армянской, таджикской, немецкой диаспор, татарской общины. Были представители власти. Поздравляли Михаила Каплана, который основал центр, вручили ему медаль от Совета народов Самарской области, благодарственное письмо губернатора. Хотелось бы отметить это все-таки большим концертом, но это не означает, что мы этого не сделаем. Сейчас много работы с оркестром, совсем скоро Чемпионат мира - 2018 по футболу, а мы задействованы в фан-зоне, а также на открытии стадиона «Самара-арена».
- Марк Львович, расскажите, пожалуйста, про самое значимое событие для Вас за последнее время?
Я стал лауреатом премии «Душа России», за вклад в развитие народного творчества. Церемония награждения прошла в Москве. Это было как гром среди ясного неба. Должен сказать, что до сих пор не осознал этого. Раньше любой еврей был изгоем и тут, через 20 лет, я вышел на сцену за статуэткой и говорю: «Сегодня первый день праздника Ханука. Я хочу поздравить Вас с этим праздником свободы. Я - Коган Рабинович, «Душа России». В зале находилось примерно 2000 зрителей, все аплодировали.
- Аплодируем и мы. Марк Львович, напоследок, если можно, еврейский анекдот?
В Новый год сбывается все. Даже то, что в другие дни сбыть невозможно.
Текст: Рада Воробьева, школы межэтнической журналистики в Самаре, Самарский социально-педагогический университет.
Фото: из личного архива Марка Когана
31 марта 2018