Под крышей из советского шифера
От редакции: Юлия Торопова — студентка Школы межэтнической журналистики. Она получила задание — позвонить в УстьОрдынский национальный центр художественных народных промыслов и написать новость о его работе. Выполняя задание, Юлия решила не просто позвонить, а съездить в поселок. До этого она никогда не была в УстьОрдынском, и, конечно, ее работа отличается от статей журналистов, которые постоянно пишут об округе. Мы решили не менять ее текст, дав возможность местным жителям посмотреть на поселок со стороны.
Об УстьОрдынском большинству иркутян практически ничего неизвестно. Гдето на карте близ Иркутска есть такой поселок... А про УстьОрдынский национальный центр художественных народных промыслов горожане и подавно не слышали.
Скромные условия— Скажите, как вы нас вообще нашли? — с удивлением спрашивают меня сотрудники центра и угощают чаем. Есть такая приятная для гостей традиция.
Действительно. Малоизвестный УстьОрдынский центр художественных промыслов внешне далек от классических представлений о музее искусств — небольшое одноэтажное здание с крышей из серого советского шифера. Пожалуй, единственное, что отличает его от остальных жилых дворов, — добротный забор с не
обычной калиткой.
Выставочный зал до неприличия скромен — в тесной комнатке уживается три десятка живописных работ и разнообразных изделий из войлока, конского волоса, кожи, дерева.
— Все самое лучшее мы собираем в этом зале, — объясняют мастера. — Помещение, конечно, крохотное, и новых работ выставлено мало. Досадно, но многие плоды долгих трудов сейчас разбросаны по гаражам и подвалам.
Каждый мастер, будь то специалист по обработке дерева или художниккерамист, пытается показать свою культуру. Это одна из главных задач центра — представить традиции интересно.
Метаморфозы и трансформации— Когда я училась в университете, — вспоминает Валентина Ажунова, главный художник УНЦХНП, — меня часто спрашивали: «Почему ты, Валентина, делаешь такие большие работы?» Не знаю, наверное, люблю все большое. Так вот, и эти мои работы получились архаичными, смысловыми, большими по размеру. В них отражена тема национального орнамента, можно найти символику Солнца и Луны, наши солярные знаки, три мира, то есть всю философию мифов и легенд, которая есть в декоративноприкладном искусстве наших прибайкальских бурят.
— Вот здесь, — продолжает Валентина, показывая на пестрое полотно с табличкой «Метаморфозы», — линии изображают мировое древо. Оно представляется нами как символ мироздания. Корни — это наши предки, ствол, который нас держит, — наши родители, ветви — мы, наши дети и внуки.
В экспозиции Валентины Ажуновой — графические, живописные и декоративноприкладные работы, многие из которых можно назвать экспериментальными. И техника используется смешанная, и фактура материала разнообразная. Поэтому выставка так и называется — «Метаморфозы». Ведь это стилизация, трансформация древней культуры современным художником.
Зачем художнику хвостыЗа дверью одной из комнат пугающе выглядывали… хвосты. Отрубленные длинные конские хвосты висели над медным тазиком — это, говорят, первый этап обработки конского волоса.
Екатерина Осипова — мастер по изготовлению гобеленов. И если художники и слывут обладателями нежных рук, далеких от грязной работы, то только не здесь — Екатерина сама отмывает жесткий конский волос с помощью бутылки обычного «Фейри».
Дальше хвосты отправляются на просушку — медный тазик для этого и предназначен. Процедура повторяется несколько раз. Когда конский хвост чист, свеж и расчесан, его пряди состригают и с помощью ручного веретена получают нити. Наконец в своей мастерской художник показывает клубки готовой пряжи. Для каждого гобелена цветовая гамма подбирается тщательно и аккуратно, ведь нить здесь не красят — используют естественные тона.
— Бывает, на поиск оттенков и подготовку материала уходит несколько месяцев, — Екатерина Осипова показывает начатую на ткацком станке работу. — Плетение гобелена — процесс долгий сам по себе. А ведь еще самих коней нужно разыскать…
Мастерицы заверили, что ни одна лошадь не была убита ради волоса. Материал покупают, когда скот забивают на мясо. Бывало, местные не сдавали шкуры и в дар оставляли их завернутыми вместе с хвостами — мастерам приходилось их размораживать, состригать, отстирывать от кровавых пятен…
— Недавно одна бабушка принесла нам это, — Екатерина показывает несколько небольших пучков из конского волоса, связанных воедино. — Скорее всего, она хотела сделать щетку для побелки, но передумала изза сложностей и грязи. Вообще, конский волос раньше широко применялся, а сейчас почти нигде не используется. Я знаю только одного мужчину, который делает из него веревки, очень хорошие. Так что мы, пожалуй, единственная семья в Иркутской области, которая этим занимается. Есть мастерицы в УланУдэ, но у них полотна совершенно другие — мотивы у них спокойные, лаконичные, а у нас все… жестче.
Два лица одной культурыВ УланУдэ под открытым небом находится известный этнографический музей народов Забайкалья. Там есть все: традиционные жилища, передающие быт, картинная галерея, костюмы и сувениры. Но стилистически предметы мало похожи на работы мастеров УстьОрдынского центра народных промыслов, ведь культура западных и восточных бурят условно расколота. Западные — это прибайкальские, устьордынские буряты. А к забайкальским, как объяснили мне сотрудники центра, относят восточных бурят, то есть Читинскую область, Агинский округ и, конечно, Бурятию.
Забайкалье традиционно буддийское, поэтому и культура там отличается.
— У них все такое нежное, степенное, по буддийским мотивам, а у нас, по крайней мере мне так кажется, все жестче, — рассказывает Валентина Ажунова, — и цветовая гамма, и фактура материала…
Кроме того, музей в УланУдэ популярен и места там достаточно.
К 2021 году в УстьОрдынском обещают построить большой центр, объединяющий три структуры: центр народного творчества, библиотеку и центр народных промыслов. Ведь, как оказалось, все эти здания находятся в аварийном состоянии.
— Что ж, посмотрим, — с надеждой произнесла одна из мастериц и дала мне визитку с расписанием маршрутных рейсов. Я хочу побывать здесь еще.
Вечерело. Романтика бурятских легенд на сегодня для меня была окончена. Может, когданибудь сюда будут приезжать заинтересованные туристы, чтобы своими глазами увидеть очередную экспозицию в новом и современном центре художественных народных промыслов УстьОрды. Ведь посмотреть здесь есть на что.