Ламы заложили фундамент под школу бурятского языка
— Зоригто Баирович, с момента назначения вас на должность настоятеля Усть-Ордынского дацана прошло около года. Вы можете подвести какой-то итог? Какие, на ваш взгляд, наиболее яркие события произошли в жизни дацана за это время?
— У нашего дацана много планов. В осуществлении моих замыслов мне помогают ламы, прихожане. Один из самых крупных проектов, который уже удалось воплотить в жизнь, — это столовая, где смогут обедать ламы и где мы будем угощать наших гостей. Так как на строительство требовались немалые средства, нам пришлось преодолеть множество преград. Мы являемся некоммерческой религиозной организацией и существуем благодаря спонсорам, которых не так легко найти. Но, несмотря на проблемы, на данный момент строительство столовой близится к завершению.
Также мы занимаемся озеленением территории дацана — нами были высажены рябины, березы и другие саженцы. Не остается без нашего внимания и общественная жизнь — в июле 2015 года мы помогали проведению Форума народов России, а также провели соревнование по национальной борьбе.
Еще одним важным моментом нашей деятельности является участие в проекте «Социальная отара», в рамках которого в село Кырма было привезено 100 голов овец для их дальнейшего разведения.
— Вы не могли бы поделиться своими планами на предстоящий год? Что планируется сделать?
— Наиболее крупным проектом, осуществление которого запланировано на предстоящий год, является строительство школы бурятского языка. Уже заложен фундамент для будущей школы, даже имеются пиломатериалы, полученные от агентства лесного хозяйства Иркутской области. Планируется завершение строительства уже упомянутой мной столовой, а также ремонтные работы внутри самого дацана — нужно провести отопление и осуществить ремонт алтаря. Конечно, будем продолжать облагораживать территорию. Помимо этого, мы при поддержке областного правительства и нашего губернатора Сергея Левченко добились переноса высоковольтных проводов, которые проходят над территорией дацана. На данный момент этот вопрос находится на стадии решения.
— Недавно, в преддверии праздника Сагаалган, на экраны вышел фильм «Сэржэм». Одной из основных проблем, поднятых в этом фильме, является, на мой взгляд, то, что молодежь забывает, отходит от традиций своего народа, в том числе и традиций религиозных. На ваш взгляд, действительно ли актуальна эта проблема в настоящее время?
— Фильма я не видел, но наслышан о нем. Касательно той проблемы, о которой вы упомянули, — на мой взгляд, она является особо болезненной. Сохранение бурятских традиций находится сейчас в критическом состоянии. Мы забываем наши обычаи, следовательно теряем наши корни и нашу основу. Может быть, мы и сохраним внешность, но внутренне мы перестанем быть связанными с нашими предками. Поэтому нам необходимо много работать над сохранением наших традиций, а наша религия — буддизм — всячески этому способствует: дацаны продвигают традиционные бурятские виды спорта, традиционное животноводство, мы готовим детей для участия в конкурсах по бурятскому языку и делаем многое другое, чтобы решить эту проблему.
На мой взгляд, религия, как бы к ней ни относились, способствует сохранению идентичности народа, сохранению бурятских традиций и бурятского языка, и в этом нам помогают традиционные для нас верования — буддизм и шаманизм. Именно благодаря им мы сохраняем наш язык, культуру и традиции.
— Зоригто Баирович, для Иркутской области, да и в целом для Сибири, которая всегда была многонациональной, соответственно и поликонфессиональной, всегда была важна такая проблема, как межрелигиозный диалог. Вы как-то работаете в этом направлении?
— Безусловно, такой опыт есть. До того, как стать настоятелем Усть-Ордынского дацана, я был ламой в Иркутском дацане и представлял буддистов в Общественной палате Иркутской области, принимал участие в различных мероприятиях, так или иначе касавшихся межрелигиозного диалога. Например, я участвовал в ряде конференций, форумов в городе Иркутске и не только — мы с представителями других традиционных религий посетили город Братск, где обсуждали разного рода социальные проблемы.
Для нашей области, в которой проживает большое количество людей разной национальности и вероисповедания, крайне ценно межрелигиозное согласие. Ведь мы живем и развиваемся вместе, и очень важно скреплять нашу духовную жизнь и содержать ее в гармонии.
— А может прийти в дацан человек другого вероисповедания, например, с целью поближе познакомиться с буддизмом? Будут ли ему там рады?
— Разумеется. Буддизм — мировая религия, и мы распространяем мирное отношение ко всем народам, вне зависимости от расы или цвета кожи. Но не нужно путать с миссионерской деятельностью, которая иногда предполагает навязывание, а в отдельных случаях и насильственное обращение в ту или иную религию. Буддизму чуждо миссионерство, но мы готовы помочь и дать совет любому, кто в этом нуждается.
Анна Середкина