Обрести себя: прошлое и настоящее воронежской еврейской общины

Обрести себя: прошлое и настоящее воронежской еврейской общины

В условиях глобализации, одной большой попытке человечества стать единым целым, казалось бы, вопрос о своем национальном самоопределении должен быть забыт как преграда на пути к установлению одинаковых масок. Но как человек узнает самого себя, через что поймет, кто он, если он не будет знать своих истоков — культуры и прошлого своего народа?

Открытая лекция «За чертой оседлости. История воронежской еврейской общины», состоявшаяся в специальной городской библиотеке искусств им. Пушкина 18 марта, была как раз об этом. Главный раввин Воронежа и Воронежской области Авигдор Носиков взял на себя задачу рассказать, когда и как началась история одного из самых древних народов на территории Российского государства и как удалось еврейской диаспоре не потерять свои традиции и ценности в другой стране, где стать как все - было бы самым простым решением.

Внешние границы свободы

“Нельзя точно сказать, когда еврейский народ оказался на территории Российского государства, - начал свой рассказ раввин. - Более правдиво отметить, что евреи здесь были всегда”. При этом условия их проживания несколько раз серьезно менялись. Такие изменения вносил режим правления определенного царя. Так, до правления Ивана Грозного евреи обладали правом свободного перемещения и выбора поселения в любом месте огромного государства. После перехода всей полноты власти в руки Ивана Грозного репрессии коснулись и еврейской диаспоры: все ее представители были изгнаны за пределы страны. Только два столетия спустя, в годы активной внешней политики Екатерины Великой, произошло возвращение народа на земли Российского государства, ставшие ему второй Родиной. В то время часть территории Речи Посполитой, где проживало местное еврейское население, по договору перешла в ведомство империи. Прежний запрет нахождения еврейского народа на территории России, несомненно, подлежал пересмотру. Была проведена черта оседлости — граница, за пределы которой евреи не допускались. Воронеж был в числе таких запрещенных земель.

Только в XIX веке, по словам Авигдора Носикова, черту оседлости начинают переступать. Таковым правом впервые начинают пользоваться лица, отслужившие в армии без малого 25 лет.

Можно сказать, что черта оседлости служила пропускным пунктом тем, кто нес наибольшую пользу всему обществу. Поэтому с течением времени в числе тех, для кого она перестала существовать, были не только бывшие военнослужащие, но и врачи, купцы, аптекари. К концу 50-х годов XIX века евреи стали получать возможность самостоятельного выбора своего местожительства. Многих из них судьба привела в Воронеж.

Призыв в регулярную армию, конечно, мешал передавать новым поколениям ценности и традиции народа. Уже в 13-14 лет ребенка отдавали в учебные заведения, чтобы он успел получить образование до прохождения службы. Дети были фактически оторваны от своей семьи. Так как и откуда они могли узнать свою культуру?

Этот разрыв с вековыми ценностями своего народа стал одной из проблем, с которыми столкнулись первые евреи, попытавшиеся организовать общину. У них была потребность в объединении. Но что теперь могло связывать людей вдали от Родины, от семьи и своих истоков? Людей, большинство из которых провело почти четверть века в бесконечной муштре, подчинении внешнему диктату и армейской дисциплине?

Все, что у людей осталось, — это вера

“Люди были оторваны от своих корней, - говорит раввин, - но сохранили при этом свою религиозную идентичность”. Они и стали задумываться о получение разрешения на определенное место, где можно было бы совершать молитвы. Так впервые у воронежских евреев зародилась мечта о собственном иудейском храме — синагоге.

С 80-х годов XIX века еврейская община стала ходатайствовать о разрешении строительства молельного дома, и только в 1901 году власть одобрила прошение. Началось строительство синагоги. На еврейский Новый год в 1903 году десятки семей спешили в храм, надеясь обрести недостающее им чувство сплочения в первой торжественной молитве. Это знаменательное событие стало началом новой страницы в жизни общины.

Но впереди было еще много трудностей

В XX веке общину ждало множество перемен. Ни для кого не секрет, что политика большевиков, установившаяся после Октябрьской революции, пыталась искоренить распространение ненаучной картины мира. Многие религиозные течения - не исключением стал и иудаизм - испытали на себе новые установки существующего режима. Начались попытки закрытия синагоги. Они продолжались более 10 лет. В конце концов, повод был найден, и храм в 1937 году перестал быть местом встречи иудеев. Но разве веру человека можно остановить чисто внешним запретом? Как показала история, потребность в Боге продолжала жить в душе человека даже тогда, когда запрещены  были все способы  выражения своей религиозной принадлежности.

“Несмотря на закрытие синагоги у евреев в Воронеже на самом деле никогда не прекращалась религиозная жизнь, - говорит Авигдор Носиков. - Ведь Бог слышит тебя везде, где бы ты к Нему не обращался”. Люди собирались друг у друга, чтобы совершить молитву и стать с помощью веры выше всех внешних ограничений и различий этого мира. Евреи продолжали надеяться, когда-нибудь храм вернут.

Во время Второй Мировой Войны, когда немцы захватили Воронеж, случилась беда: одна из вражеских бомб попала в здание храма. В результате он был серьезно поврежден.

“Синагога осталась без крыши, - рассказал раввин, - но сохранила свое основание — фундамент и стены. В таком состоянии, без крыши и окон, здание пережило войну”. В послевоенные годы, когда страна вышла обескровленной и обессиленной после тяжелого противостояния фашистам, на многие вещи люди стали смотреть прагматически. Помещение храма решили отдать на благо экономического развития города и оборудовали там текстильную базу. Долгие годы она именно так и использовалась. В 1990-е годы Облтекстиль обанкротился, а значит, выкупать здание было не у кого. Формально оно беспрепятственно могло перейти в собственность еврейской общины.

Еврейская община сегодня

В 2009 году община отпраздновала возвращение своей святыни. Это сделало возможным полноценную реконструкцию здания, возрождение на базе храма еврейской культуры и традиций.

Сегодня храм помогает еврейской общине развиваться, восстанавливать утраченные ценности и приобщать к ним молодежь. По словам Носикова, это непростая задача. Самое трудное – придумать достойные мероприятия, не выходя за рамки традиций, но при этом составить конкуренцию таким заведениям Воронежа, как клуб Aura или Balagan City. Идти в ногу со временем, но при этом сохранить традиции прошлого очень важно, считает раввин.

Другое значимое направление движения общины — формирование системы образования и воспитания. В храме работает детский сад, который посещают дети еврейской диаспоры. Есть тут и воскресная школа, воспитанники которой изучают культуру и язык своего народа, издают газету с новостями из жизни общины.

Не менее важна сегодня для воронежских иудеев и благотворительная деятельность. Если раньше синагога сама нуждалась в помощи, то теперь она может помогать членам своей общины. Благотворительный фонд синагоги поддерживает семьи тех, кто пострадал в годы Великой Отечественной Войны, пенсионеров, которым нужна помощь в быту, пополняет библиотеку общины.

На сегодняшний день синагога открыта всем желающим прикоснуться к другой культуре. А раввин Носиков уверен, что нужно сделать все, чтобы сохранение и приумножение еврейской культуры стало для воронежской общины вторым Ренессансом.

Юлия Слукина, студентка воронежской Школы межэтнической журналистики

26 марта 2018