Тепло рук чувашских мастериц

Тепло рук чувашских мастериц

Каждый народ гордится своими успехами и достижениями и отличается своим особенным культурным достоянием. В народное искусство вложена душа народа. Для чувашей одним из примечательных и выдающихся элементов народного искусства является вышивка. 


Славу и известность принесла народу национальная вышивка. Она известна филигранностью исполнения, изумительной чистотой, ювелирной точностью. Чувашская вышивка богата множеством разнообразных приемов шитья, которых нет у других народов. Орнамент и художественный замысел представляет собой не только эстетическую ценность, привлекает красотой и изяществом, но и имеет глубокое содержание. Каждый узор и шов имеют свое значение, закрепленное место на полотне. Для всех видов изделий применялись определенные швы и узоры. Например, вышивка на подушке выполнялась односторонними швами, так как они просматривались только с одной стороны. Такие изделия, как платок жениха и покрывало невесты, выполнялись таким образом, чтобы с обеих сторон рисунок просматривался одинаково. Использовались контурные швы, двухсторонний шов, цветная перевить, прямая гладь и т.д. Самые сложные швы были в поясных украшениях. Это были двухслойный крест и двухслойный шулам. 
Удивительно, каким нужно было обладать терпением, тонким вкусом, и, конечно же, мастерством, чтобы сотворить настоящие произведения искусства. Проходят века, но старинная вышивка не устает поражать своей красотой.

По старинным вышивкам можно изучить историю наших предков, род занятий, мировоззрение, знать об их окружении.

Вышивали все, что видели. Это были фигуры людей, птиц, животных, растения, солнце, Древо жизни… В те далекие времена искусству вышивки девочек учили с малых лет. Вышивка требует кропотливой работы. Занимает много времени. Каждая мастерица обязана была владеть секретами вышивки. У каждой вышивальщицы был свой особенный почерк, разные приемы использовались в процессе творчества. Каждая мастерица имела свои неповторимые сюжеты, линии, узоры. Чувашки не копировали вышивку друг у друга, поэтому каждую работу можно считать уникальной. Любая ткань в руках мастерицы превращалась в произведение искусства. Все свободное время уходило на изготовление одежды, украшение тканей. Став мастерицами, девушки готовили себе приданое. В комплект приданого молодой девушки входила одежда на все случаи жизни. В приданое также входили покрывало невесты, платок для жениха, много полотенец. Все это украшалось многочисленными узорами, вышивкой. Также невеста должна была приготовить подарки всем родственникам жениха и почетным гостям. По качеству и количеству приданого оценивали невесту. Владеет ли она мастерством рукоделия, насколько она аккуратна, трудолюбива и терпелива. Каждую строчку, каждый узор, каждый узелок разглядывали. Если на изнаночной стороне были аккуратные стежки, не было узелков, концов ниток, то такую невесту считали опрятной, трудолюбивой рукодельницей. И значит, такая невеста будет хорошей женой. 

Время, развитие рыночных отношений вытеснили народную вышивку.

На смену пришли покупные материалы, готовые нашивки. Стали вышивать гораздо меньше. К сожалению, нынче много узоров и секретов вышивки утратились со временем. Многие отдельные приемы, многочисленные швы, из того что знали наши прабабушки, забылись. Ушли самые опытные мастера, и вместе с ними их главные секреты. 
Характерной особенностью чувашской народной вышивки является то, что швы выполняются на основе точного отсчета ниток, на мешковине, на всех видах полотна с равномерным плетением. То есть стежки выполняются строго по счету ниток и основы. Чувашская национальная вышивка среди остальных народов выделяется интересным сочетанием холодных и теплых цветов. Для яркости и контрастности контур рисунка часто вышивали черными, темно-синими, темно-коричневыми нитками. Традиционно рисунок выполнялся красными, желтыми, зелеными цветами, редко синими. Черный цвет у древних чуваш связан с земледелием, поэтому это цвет земли. Синий цвет символизирует свод неба, Желтый цвет – это солнце. Зеленый цвет символизирует природу и жизнь. Красный цвет почти у всех народов в творчестве символизирует прекрасное - это цвет любви, отваги, символ огня. В чувашской народной вышивке красный цвет преобладает среди других оттенков. Красный цвет выделяет чувашскую вышивку среди других народов и придает узнаваемый колорит в национальной вышивке. Кроме того, он символизирует цвет жизни, материнство, счастье, благополучие. Поэтому главные элементы в изделиях всегда вышивались красными нитками. Хочется отметить, что в чувашской старинной вышивке белые нитки вообще не использовались. Но почти всегда фон был белый. И такой фон имел большое значение. Белый цвет был для народа признаком чистоты, правды, мудрости. Так же хочется выделить еще одну характерную особенность национальной вышивки – это двухсторонность композиции изделия. С обеих сторон рисунок был одинаково аккуратный. Трудно было даже различить лицевую и изнаночную сторону изделия. В чувашской вышивке обычно преобладают геометрические орнаменты и оригинальные узоры зигзагообразной формы. Чаще всего это ромбы, кресты, прямоугольники, и т.д. Многие отмечают, что рисунки чувашского узора напоминают рунические письмена. И особо подчеркивают, что некоторые искусные мастерицы владели этим «письмом». В настоящее время элементы рунической письменности сохраняются и в современной вышивке. 
Мне повезло познакомиться с национальной вышивкой напрямую. Моя родная бабушка с детства вышивала и делала это очень искусно и мастерски. Очень горжусь своей бабушкой. Много разных изделий сохранилось в деревне, в сундуке.

Любимой бабушки нет уже третий год, но теплота ее рук останется всегда в ее изумительных работах.

Очень приятно держать в руках ее изделия, ее шедевры. Много вышивки было на наволочках, на подушках, полотенцах, даже детское одеяло сохранилось с чувашским орнаментом. Я даже находила старую рубаху, с истлевающей от времени тканью, но с узнаваемым национальным рисунком. Видимо это была одна из ранних ее работ. До сих пор хранится все в том же сундуке чувашский народный костюм, в котором бабушка раньше ходила на традиционные чувашские свадьбы. Причем все элементы бабушка вышивала сама, включая рубашку, передник, пояс и т.д. Много платков и косынок было вышито бабулей. Так же она вышивала разные картины, не обязательно с чувашскими узорами, а просто природу, цветы, портреты. Я очень рада, что эти прекрасные рукотворные изделия сохранились. Буду их беречь. И всегда с теплотой и любовью вспоминать свою любимую бабушку. Поэтому для меня чувашская национальная вышивка – это что-то родное, близкое, напоминающее мне о счастливом детстве, деревне и любимой бабушке.
Наталия Лукина

23 марта 2018