Неизвестные страницы старообрядчества в Марий Эл

Старообрядчество звучит как старый обряд. Старое, забытое. Где-то услышала, может где-то прочитала, что старообрядчество - это что-то вроде секты. Так ли это? Может это мои домыслы? Или это просто мое не знание? Такие мысли посетили, когда узнала от моего куратора Школы межэтнической журналистики Натальи Васильевны, что пойдем на выставку старообрядческой церкви.

Новые страницы открываются в старообрядческой культуре. 15 марта в Православном музее открылась выставка «Русская Православная старообрядческая церковь в Марийском крае» и прошел семинар. На семинаре выступили преосвященный Евфимий, епископ Казанско-Вятский, сотрудник Миссионерского отдела Йошкар-Олинской и Марийской епархии, чтец Григорий Николаевич Михеев, Настоятель старообрядческой общины Русской Православной старообрядческой церкви прихода всех скорбящих радость г. Йошкар-Олы иерей Сергий Махнев.

«Одна капля против океана»

В своем выступлении преосвященный Евфимий, епископ Казанско-Вятский рассказал, что обычный человек не знает о старообрядчестве, если знает, то только отрицательное. Епископ также привел несколько негативных примеров из произведений русской литературы, где старообрядцы предстают в образе отрицательных героев. Эти произведения дали развитию негативных стереотипов о старообрядцах. На сегодняшний день, есть хорошие, достойные исследовательские работы, но они выходят очень маленьким тиражом - в 200 экземпляров. «Конечно же это одна капля против океана», - подытожил епископ.

Экскурсия в историю старообрядчества

Как появилось старообрядчество? Можно ли ставить в противовес русской православной церкви? Много вопросов к аудитории задавал и сам же на них отвечал сотрудник Миссионерского отдела Йошкар-Олинской и Марийской епархии, чтец Григорий Николаевич Михеев. Емко, но в тоже время лаконично рассказал об истории, отношении Русской Православной церкви, власти к старообрядчеству. По словам чтеца и страницы истории старообрядчества, раскол произошел из-за того, что патриарх Никон желая укрепить Церковь, приступил к осуществлению церковно-обрядовой реформы. Сущность данной реформы заключалась в унификации богословской системы. Также патриарх решил устранить, ликвидировать разночтения в богословских книгах. Согласно истории, многие церковнослужители во главе с протопопом Аввакумом и Даниилом предлагали опираться на древнерусские богословские книги, а не на греческие образцы, которые предлагал Никон. Не легко пришлось старообрядцам. Гонения, преследования защитников православных обычаев начались сразу после церковной реформы.

Чтец Григорий Николаевич также отметил, что на современном этапе, Русская православная церковь открыта для взаимодействий. При Русской православной церкви в отделе внешних церковных связей есть комиссия по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. 

По страницам современности

Настоятель старообрядческой общины Русской Православной старообрядческой церкви прихода всех скорбящих радость г. Йошкар-Олы иерей Сергий Махнев пригласил всех в выставочный зал. Здесь он рассказал о старообрядческой церкви Марийского края. По словам Отца Сергия, Старообрядческие поселения в Марийском Крае возникли во времена гонения на старую веру в Козьмодемьянске. Затем в деревне Большие Ключи в Сернурском районе и деревне Липовка Юринском районе.  

Послесловие

Все разошлись. Я одна. Хожу по выставочному залу, рассматриваю женские сарафаны, мужские кафтаны, старообрядческие книги, лестовку и думаю. Какая-то кнопка у меня включилась: «Я хочу знать о старообрядцах больше».  Догоняю, одевавшую куртку Отца Сергия и напрашиваюсь на экскурсию по Русской Православной старообрядческой церкви.

 Автор: Н.Дмитриева

16 марта 2018