Псковские армяне. За что мы их любим

Псковские армяне. За что мы их любим

Согласно переписи населения, в Псковской области проживает 2387 армян. Разумеется, большинство представителей этого народа берегут свои национальные традиции, но вместе с тем являются патриотами страны, которая стала для них второй родиной. Хотите знать, что хорошего для нашего региона делают псковичи-армяне? Сейчас расскажу.

  На днях ученики Школы межэтнической журналистики в Пскове встретились с очень интересным человеком - председателем Псковского регионального отделения Союза армян России  Меружаном Вермишяном. И он нам легко доказал, что является самым что ни на есть скобарём – в лучшем понимании этого слова. Не только потому, что большая часть его жизни связана с Псковской областью.

- Я приехал сюда сразу после армии из Закавказского военного округа и первое время работал на строительных объектах в Псковском и Палкинском районах. Спросите, почему остался на Псковской земле? А мне просто-напросто здесь очень понравилось. Тем более, что в 1982-1983 годах, до распада СССР, здесь были сумасшедшие по сравнению с Арменией заработки. Я простым рабочим на стройке зарабатывал больше закавказских генералов!

Потом нашими силами было открыто первое и последнее в Псковской области производство теснённых  обоев. Вы знали, что на вашей земле было производство обоев? (смеётся) А дело было так. Мы съездили и в Таллин, и в деревню Боровичи – посмотрели, как у них устроено производство обоев, а потом сделали такое же у себя. Но потом Советский Союз распался, в Россию хлынули импортные товары и устаревшее обойное производство оказалось никому не нужным. Пришлось закрывать.

- Чем вы занимаетесь сейчас?

- Я не могу ничего делать, кроме производства. Я больной на этой тематике человек. Сейчас произвожу разнообразный дачный инвентарь. 

- Расскажите, как возникла ваша региональная общественная организация – ««Армянская община «УРАРТУ»?

- Армяне были первыми, кто решился создать в Псковской области общественную организацию по национальному признаку, до этого никому это в голову не приходило. В 1994 году наша правозащитная организация была создана, а в 1996 зарегистрирована. Другие землячества и диаспоры начали создавать свои организации только в 1996-1997. А мы в это время уже открывали национальную воскресную школу!

- Знаю, что в этом году вы выиграли областной грант, расскажите, на что?

- И не только в этом. В 2013 году мы получили грант на издание специального приложения  к газете «Псковская провинция» - «Псковская этносфера». Мы считаем, что сделали доброе дело: договорились с редакцией о том, чтобы  все диаспоры могли печатать свои материалы в этом приложении. А в прошлом году для проекта, который участвовал в конкурсе на получение областного гранта, был выбран громкий лозунг «Возродим культуру вместе!». Может, это слишком пафосно, зато броско! В рамках этого проекта мы накануне Нового года провели этноёку, на которую пригласили маленьких представителей всех без исключения нетитульных национальностей нашего города. Раньше мы проводили только армянские ёлки, а благодаря гранту устроили ёлку для всех псковских землячество и диаспор.

- Интересно, зачем армянам многонациональная ёлка?

- Мы же такая многонациональная и многоконфессиональная страна – нам нужно жить всем в мире и согласии. Вы вот когда-нибудь слышали о долгосрочной целевой программе президента Российской Федерации «Гармонизация межнациональных отношений»? А у меня текст этой программы долгое время лежал на столе.

- Получается, до вас никто в области не занимался гармонизацией межнациональных отношений?

- Не совсем верно. Областная научная библиотека в 2013 году проводила этноёлки. Многие национальные общины сочли это серьезным ходом. Так что мы только подхватили инициативу. Но в наших ёлках, по сравнению с теми, что организовывала библиотека, есть одна особенность: мы обязательно приглашаем воспитанников из детских приютов отметить наступающий Новый год вместе с нами. Это обязательное условие!

- Есть ли отличия  в проведении русской новогодней ёлки и армянской?

- Разве что в названии главных персонажей: нашего новогоднего деда зовут Дзмер Папи. Он ходит поздравлять детей с внучкой, которую зовут Дзюнанушик, дословно — «снежная Ануш», или «девочка-снежок». Причем мы не приглашаем наёмных актеров, а готовим их из членов диаспор, чтобы атмосфера была уютной и доброжелательной.

Хочется, чтобы как можно больше людей приходило на наши праздники, чтобы все дружили, учились друг у друга. Но иногда получается не совсем так, как было задумано. Иногда нам звонят члены организации для многодетных семей и возмущаются, что областная администрация для армянских детей благотворительные ёлки устраивает, а для русских – нет . Отчитывали, обижались, что делают елки для армян, а для русских – нет.  Почему? Просто люди думают, что наши праздники оплачиваются из областного бюджета. Но ведь мы, пока не выиграли грант, всё на свои средства делали. Вот она – социальная напряженность.

- Сейчас много говорят об оскорблении национальных чувств человека. А есть что-то, оскорбляющее ваши национальные чувства?

-  Совершенно ничего! Я считаю, что нельзя «оскорбить чувства», сама формулировка здесь неверна. Оскорбить можно, например, человека, сказав про него что-то гадкое, но никак не «чувства». Если оскорбили личность – обращайтесь в суд!

- Какая у России, по вашему мнению, национальная идея?  Владимир Путин говорит, что патриотизм.

- По-моему, в нашей многонациональной стране вообще нельзя говорить о национальной идее. А то бывает говорят чеченцу: «Что ты тут делаешь? Езжай в свою страну». Ребята! Ведь это и его страна тоже! Чечня – республика в составе Российской Федерации. Так что у нас и так много проблем от элементарного незнания, сколько в России разных национальностей… Случается, на улице ребёнок лет 8-10 называет меня или кого-то из представителей моей национальности «чёрными». Спрашивается, откуда это берётся? Больше неоткуда, как из семей, где цветёт даже не национализм, а настоящий шовинизм. Разве же это правильно – ещё и национальную идею таким навязывать?

Был на моей памяти случай: сосед никогда не здоровался со мной. Я всё время прохожу мимо – здороваюсь, а он – нет. Я его раз останавливаю и спрашиваю: «Почему не здороваешься?» Вы бы видели, сколько ненависти вспыхнуло в его глазах! А потом гляжу – даже наш священник, отец Петр перестал со мной здороваться. Это меня уж совсем удивило, он ведь человек в вере! А потом я увидел, что он общается с тем моим соседом, который, наверное, ему про меня всякие нехорошие вещи говорит. И думаю: пускай ведут себя как хотят.

- Вы считаете себя скобарём?

- Конечно, считаю. Я живу в этом регионе, я стараюсь сделать жизнь здесь лучше. Ещё во времена Советского Союза был случай: я жил тогда в  деревне Карамышево, но каждый день приезжал в Псков, чтобы купить газету «Московские новости» (в то время это была самая правдивая газета о том, что происходит в стране). Однажды подхожу, как обычно, к киоску, а газет нет. Продавщица объяснила, что не оказалось свободной машины, чтоб их подвезти. Недолго думая, я предложил ей поехать за газетами на моей. Зато все любители свежей прессы были довольны.

- Есть ли отличия в вероисповедании между армянами и русскими?

- Какие различия! Мы молимся в воинском храме Александра Невского. Его настоятель, отец Олег Тэор, – мой большой друг и большой друг всей нашей диаспоры. Единственное отличие – мы крестимся к сердцу, а не от сердца, как православные. Я, например, уже машинально так крещусь. А некоторые люди не знают этого нашего обычая, подходят и делают замечания. Приходится терпеливо объяснять.

- Вы не думали над тем, чтобы построить в Пскове армянскую церковь?

- На сегодня мы зарегистрировали свой приход, уже составили план по строительству храма. Вот сейчас подыскиваем место для его возведения. Официально наш приход зарегистрирован как «Псковский приход Армянской апостольской православной церкви».

- Какие у вашей диаспоры отношения с мусульманами?  Нет ли межэтнических конфликтов?

- Лично у меня со всеми псковскими мусульманами отличные отношения. Но несмотря на то, что Псков - моноэтничный регион, конфликтные моменты всё-таки бывают.  Помню, был случай: в 1983 году я опоздал на поезд и побежал за ним вдогонку. Милиционер на вокзале как закричит: «Эй, чёрный, что, на поезд опаздываешь?» Я бы дал ему отпор, да мне было очень некогда. А так я всегда культурно объясняю таким людям, что они неправы. Удивительно, что чаще всего подобные оскорбления слышишь от пожилых людей, хоть они и были воспитаны в Советском Союзе - в атмосфере, казалось бы, дружбы народов.

- Чем занимаются псковские армяне?

- Дорожным строительством, строительством многоэтажных зданий. Большая часть представителей нашей диаспоры занята в сфере общепита. Между прочим, это мы реконструировали Октябрьский проспект и набережную реки Великой. К сожалению, в связи с кризисом приходится увольнять людей. Но это не вина армян. Так что это всего лишь стереотипы, что все армяне торгуют на рынке и ничего руками не делают. Мы стараемся для общего блага не меньше, чем все другие российские народы.

… Получается, псковичам есть за что не только уважать, но и любить тех своих земляков, которые являются армянами по национальности. И это правильно. Ведь мы все живём в одной стране, которая является многонациональной. И мы, все населяющие её народы, делаем одно благое дело – работаем на процветание России.  Так что в следующий раз, если при вас кто-то попытается обозвать кого-нибудь из ваших земляков «чёрным», не делайте вид, что вас это не касается.

Светлана Пикалёва