И СМЕРТЬ, И СЛЕЗЫ, И ЛЮБОВЬ...

И СМЕРТЬ, И СЛЕЗЫ, И ЛЮБОВЬ...

В минувшие выходные в Национальном театре состоялась премьера спектакля «Альба» по пьесе испанского драматурга и поэта Федерико Гарсия Лорки «Дом Бернарды Альбы».

 «Альба» — эксперимент молодого тувинского режиссера Сюзанны Ооржак. Он неоднозначен, притягателен, непредсказуем. Границы спектакля настолько размыты, что непонятно, где явь, а где — домысел.

Понять и оценить тувинскую постановку «Альба» нелегко. Необходимо для начала ознакомиться с пьесой. Затем раз-другой посмотреть классический советский телефильм 1982 года грузинского режиссера Бидзина Чхеидзе по одноименной пьесе. И только потом оценить эксперимент молодого тувинского режиссера Сюзанны Ооржак, отбросив все сложившиеся каноны классических постановок.

Режиссер неспроста отходит от нормы, когда залу нужно «разжевывать» материал со сцены. Этот вызов дисциплинирует зрителя, заставляет задуматься и ответить на вопрос: «Почему, когда меня спрашивают о моих впечатлениях, не могу ничего сказать?». Ответ прост — не был готов к увиденному. Не читал, не смотрел. «Зачем? Приду и на месте разберусь». А нет. Только зная материал, можно было испытать «зубовной скрежет» или наслаждение от увиденного эксперимента.

Сюзанна Ооржак начинила постановку несколькими вызовами. Первый вызов направлен на зрителя. Смысл второго — в смешении элементов культур, в преломлении испанской драмы через призму тувинских деталей — нетронутой самобытности, космоса степей, национальных костюмов и орудий. Однако на одной тувинской культуре режиссер останавливать свой выбор не стала и добавила в постановку элементы бытовой культуры народов мира, где корсеты и тюбетейки, идики и сорочки приобретают новый смысл. Стоит отметить, что специально для этой постановки Национальный театр Тувы пригласил к сотрудничеству Зульфию Тодыкову, художника по костюмам Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читiген».

Существует еще и третий вызов. Кто-то услышит в постановке нотки феминизма, а кто-то расценит ее как новый взгляд на устоявшиеся традиции. Так или иначе, но мужчинам пришлось уступить сцену женской половине труппы. «Альба» — единственный пока спектакль, в котором задействованы десять женщин и один мужчина. И это тоже смелый ход. Режиссер «сломала» устои, отдав женскую роль мужчине — Мергену Хомушку, который убедительно сыграл старшую дочь Ангустиас. Роль главной героини Бернарды — хозяйки семейства, матери пятерых дочерей и властной женщины — исполнила заслуженная артистка Тувы Саяна Сат.

Такое переплетение полов, возраста, опыта мужчинам понять не стоит и пытаться. Кроме Бернарды и незамужней старшей дочери, которой уже 39 лет, в доме находятся ее сумасшедшая мать Мария Хосефа (Анна Шириин-оол) и четверо дочерей.

Мария Хосефа становится лирическим героем спектакля. Через ее нелепые появления в платье невесты и диалоги с ягненком-ребенком автор пытается показать, насколько Бернарда сама беспомощна. Ей и в голову не может прийти, что ее может постигнуть участь матери: быть спрятанной от всех.

Ведь пять дочерей, которые на первый взгляд страшатся Бернарды, не так просты. Они жаждут свободы, которой им не видать, пока не закончится траур по отцу.

Самой младшей из сестер — Адели (Салбак Лапчар) — 20 лет. Это ей невыносима сама мысль, что старшей сестре Ангустиас, которой достается наследство, улыбнулось счастье — появился жених Пеппе Римлянин. В него влюблены и Адель, и четвертая сестра — Мартирио (Надежда Ооржак).

Сам предмет воздыхания — Пеппе — мы не видим, но на протяжении всего спектакля он присутствует как образ искусителя, который живет в голове у каждой из девушек. Затуманив голову трем дочерям Бернарды, Пеппе легко играет их чувствами, предлагая руку и сердце одной, встречаясь с другой и влюбляя в себя третью.

Спектакль, словно «перекати-поле», катится вперед, иногда сворачивая в сторону фарса, потом возвращается в русло драмы.

Весь сюжет обрамлен двумя трагическими колизиями: начавшись смертью главы семейства, прожившего основательную жизнь, автор будто специально завершает пьесу смертью младшей дочери. А между ними - печальная история любви, полная корысти, страсти, жертвенности, безумия и трусости.

Надеждам старшей дочери не суждено сбыться. Мартирио, влюбленная в Пеппе, из ревности к нему готова погубить родную сестру Адель, но не решается. Она рассказывает матери про отношения Пеппе и Адель. Этот жест отчаяния и предрешает трагическую развязку.

 Узнав правду о том, что творится в доме, Бернарда решается на убийство «искусителя». Пеппе остался жив, но это уже не спасет младшую дочь Бернарды, для которой важен сам повод освободиться от оков. И тут зритель понимает, насколько абсурдны поступки молодых и тяжела ноша взрослых.

Прошло более 80 лет после первой публикации пьесы «Дома Бернальды Альбы». Однако режиссер Сюзанна Ооржак уверена, что и сегодняшнее ее прочтение раскрывает перед нами новые темы. Все течет, все изменяется — и зритель, и жизнь вокруг нас. Кто знает, чем удивят нас новые обращения к этому произведению спустя годы?

Виктория ЛАЧУГИНА

материал опубликован в газете "Тувинская правда"

10 марта 2018