"Кумандинский рэп" - ответ ассимиляции?
В этот раз участники "Школы межэтнической журналистики" пообщались с ученым-этнографом из Алтайского госуниверситета Иваном Назаровым. В ходе беседы слушатели узнали о том, какие народности живут на территории современного Алтайского края. На представленных графических слайдах ребята наглядно увидели, какую территорию занимает та или иная нац.группа. Иван Иванович пояснил чем именно обоснован выбор места жительства каждой нации. А так же поговорили о численности малых национальных групп нашего края.
Более подробно поговорили о кумандинской нац.группе. Наш спикер рассказал об особенностях в ремеслах и промыслах. Например, о том, что охотничьи лыжи подбивались мехом для увеличения скорости и в руках была всего одна лыжная палка - посох и многое другое. Лейтмотивом беседы стало возрождение национальной культуры кумандинцев. Иван Иванович рассказал, что люди не хотят забывать культуру предков и стремятся восполнить пробелы утраченных традиций. Все дело в том, что нет письменных источников с подробным описанием тех или иных обрядов, праздников. Все передавалось устно. По этому многое забыто. А то, что еще помнят старожилы уже претерпело некоторые изменения.
Лично меня интересовал вопрос о том, как относится к возрождению традиций современная кумандинская молодежь. Хотят ли молодые люди сохранять культуру предков в ее коренном виде или для них это уже пережиток прошлого, а так же молодежь какого возраста участвует в репликации культуры? Его я и задала нашему гостю.
- На данный момент такие исследования не проводились. Динамика не отслеживалась. Но это возможно отследить если воспользоваться личными и общественными страницами в соц.сетях. Они в свободном доступе. Например, "ВКонтакте". Ребята-кумандинцы общаются между собой и обсуждают различные вопросы их национальной идентичности. А еще два молодых человека поют "кумандинский рэп". Их легко найти в поисковике.
Для чего собирается эта информация и где она зафиксирована - об этом слушатели узнали далее. Иван Иванович рассказал о таком проекте, как "Этнографический атлас", в котором собрана вся информация о каждом народе. "Составление такого атласа сопряжено с некоторыми трудностями" - пояснил спикер.
Я решила уточнить в чем же именно заключается сложность работы.
- Например, фотографии или первые карты. Во-первых, они имеют большие погрешности в изображении местности, а во-вторых качество таких фото очень слабое.
- Это понятно, что первые фотографии не имели такой возможности как современные, а что сейчас мешает, ведь сегодня даже любительская техника делает довольно хорошие снимки? Или это человеческий фактор?
- Стоит отметить, что и временной фактор влияет на создание снимков. Для получения полной фотоинформации нужно больше времени, чем имеют этнографы в рамках исследования. Еще одна проблема это нехватка профессиональных фотографов, которые могли бы в течение длительного времени фотоконспектировать жизнь и быт отдельной нац.группы.
- Как этнограф Песков, только фотоэтнограф?
- Верно (улыбается) Это был бы идеальный вариант!
Ещё меня заинтересовал такой вопрос. А не исчезнет ли народность кумандинцев как исчезли другие? Ведь если произойдет ассимиляция то народность перестанет существовать. Есть ли возможность сохранить ее? Или через какое-то время наши потомки лишь из книг узнают о существовании такого народа как кумандинцы?
А ещё мне интересно, возможно ли создать единый информационный центр, в котором будут объединены оставшиеся носители кумандинского языка? Ведь они разбросаны по всему сибирскому региону. Есть ли в этом смысл? И что для этого необходимо.
Какие меры принимаются для поддержания идеи воссоздания кумандинской культуры на общероссийском уровне?
В общем, вопросов ещё много. Очень жаль, что время беседы ограниченно. Но я всё же надеюсь, что Иван Иванович найдет время ещё раз побеседовать с нами и даст ответы на интересующие меня вопросы.
Елизавета Майорова, слушатель "Школы межэтнической журналистики"
6 марта 2018