Все реки попадут в океан
Какой бы ни была река, равнинной или горной, ее воды рано или поздно попадут в океан.
«Подводный мир. Полная энциклопедия».
Единственное, что остаётся от человека после его смерти - память о нем. Радость, когда человек успевает после себя что-то оставить - книги, стихи, картины, альбомы, дневники, фотографии. Но, к сожалению, фотография может истлеть, а дневники могут потеряться, и только память позволит нам посидеть рядом с человеком которого уже давно нет.
Гордость семьи - иметь свое незабываемое и нестираемое временем генеалогическое древо. Знание своей родословной поднимает завесу, за которой история семьи, страны, континента.
Слушая рассказы о моих предках, я вижу в них себя. Появляется ощущение общности, как будто ты являешься звеном длинной хронологической цепи. Конечно же, проявляется чувство национального самосознания.
Моя кровь состоит из коктейля украинских, русских и еврейских. Великолепный ансамбль. И с учётом того, что русская нация определяется не по генотипу, а по культуре и общей истории народа, то даже страшно подумать, сколько во мне намешано гениального.
С таким букетом народностей я никак не могу прикрепить себя к какой-то одной группе. Однако я смело могу заявить - я русская!
Вполне обоснованно: я люблю свою страну, горжусь ее историей и с особым благоговением отношусь к русской культуре и искусству.
Поэтому хочу задать давно терзающие меня вопросы:
Почему, если человек из России живёт в Англии, разговаривает на английском, знает ее историю и любит Великобританию, он не всегда может назвать себя англичанином? И почему тогда моего знакомого молодого человека, выросшего в Латвии в русскоязычной семье и считающего себя русским до мозга костей, все называют латышом?
Два сложных вопроса. По-моему, в наш век стирания границ необходимо осознавать свою национальную принадлежность, знать ее особенности и характеристику, а также иметь право причислять себя к той или иной нации по собственному выбору, чтобы не потерять себя.
Как может русский человек считать себя образованным, если не знает ни одной народной потешки? Дело даже не в образовании, но ведь потешки так здорово развивают воображение и фантазию.
Народные поверья. Слышали ли вы, почему нельзя купаться после 2 августа? Нет, воздушно-десантные войска тут ни при чем. На самом деле, тех, кто осмелится зайти в реку, русалки и водяные утаскивают на дно. Да, народ не соврет, потому что прохладно бывает уже в августе плескаться. Значит, народные поверья берегут от простуды.
А какую колыбельную перед сном будут петь родители будущего своим детям? «…Эти облака, фиолетовая вата»?
Песня - достояние русского народа, она растворяется во времени. Поэтому современные дети на народных гуляниях, как заворожённые, слушают зычные протяжные песни, хотя их мамы часто даже примерно не смогут объяснить, о чем поется в масленичной фольклорной песне.
А ведь это наша история. Это магия добра и здоровья. Народная песня восстанавливает, а вместо неё изо всех дверей бьют ломаные ритмы и жирные басы.
Как человек, не знающих своих национальных особенностей, будет чувствовать связь с миром, историей, народом, как ему себя идентифицировать?
Сейчас создаётся множество объединений, которые профессионально занимаются сохранением народного достояния. И нам стоит к ним присоединяться, чтобы увлекательно путешествовать по миру наших прадедов.
Однако, чтя свой род и принадлежность, опасно встать на путь нациопоклонничества и расизма. Как я уже говорила, в наше время границы стираются, и очень просто перейти на радикальную сторону.
Несмотря на различие в цвете кожи, языках и традициях, я вижу следующий национальный манифест мира: сохраняй, приумножай, выходи за рамки.
В XXI веке человек становиться индивидуальностью в мире индивидуальностей - без языковых и культурных преград.
Индивидуальность - это личность со своим эксклюзивным набором волевых, творческих и других качеств. Человек будущего далёк от этнических и религиозных преград, потому что чтит традиции своего народа и уважает культуру соседа.
Все мы люди, все мы братья. Все мы реки, которые вливаются в один океан.
Софья Козлова,
псковская Школа межэтнической журналистики.
27 февраля 2018