"На грани исчезновения…"
Каждому из нас знакомо небывалое количество сказочных, мифических существ. И уж наверняка любой подросток запросто вам ответит, кто такой Гарри Поттер, и даже расскажет, чем закончилась очередная часть нашумевшего фильма. Однако за гранью человеческого воображения есть еще и обычная жизнь, люди и даже народы, о которых мало кто знает, мало где говорят, а они тем временем существуют рядом с нами, со своей особенной культурой и языками. Некоторые народы сейчас на грани исчезновения, численность их не достигает и ста, а то и десятка. И вот он парадокс: вымышленные персонажи знакомы всем, а реальные люди и факты остаются в тени.
Мало кому известно, что в Ленинградской области, проживает такая народность как водь. Сами себя эти люди именуют «ваддя», или «водьялайн». В 2010 году в ходе переписи населения к этой народности себя отнесли 64 человека. Удивительно, что за такой маленькой цифрой стоит целая история: более двадцати веков существования, ведь первое упоминание о прибалтийско-финском населении «водь» датируется в летописях еще 1054 годом. Издревле они занимались охотой, сбором грибов и ягод, ловлей рыбы, многое перенимали от русских соседей. Сохранились даже водские предания и сказки.
Сегодня в Ленинградской области особенно бережно относятся к культуре этого народа, относящегося к списку исчезающих народов России. Создаются музеи и даже преподают водский язык. В 2002 году даже официально утвержден герб и флаг этого народа. Ежегодно устраиваются ярмарки, праздники, на котором вспоминаются традиции и обычаи, надеваются национальные костюмы. Но и этого мало. Старикам надеяться не на что – народные промыслы в современном мире неинтересны, молодое поколение переезжают в города, нередки смешанные браки. Местным жителям есть о чем беспокоиться: еще одно-два поколения, и о народе водь будут помнить только краеведы да историки.
А вот живой пример того, что народ с историей в несколько веков способен исчезнуть в считанные десятилетия.
Еще недавно на побережье Берингового пролива проживали кереки.
Сами себя они называли анкалгакку — «приморские люди», что вполне оправдано местом их проживания. В настоящее время о кереках мало знают даже на самой Чукотке, и не потому что никто не изучает этнографию этого народа, а потому, что изучать, в сущности, нечего. Отсюда и сомнения у меня, как у автора статьи, - писать о кереках в прошедшем или настоящем времени? Ведь все, что осталось о них сегодня – это устное народное творчество, хотя часто его путают с чукотским или карякским, и всего 4 человека, которые признали себя потомками кереков в ходе переписи населения 2010 года. Единственный полноценный труд об этом народе, его культуре и языке под названием «По земле древних кереков» оставил Владилен Леонтьев. Благодаря его экспедиции в 70-ых годах прошлого века, мы и узнаем, что жили кереки в землянках, занимались рыболовством, охотой на дикого оленя, пушным промыслом, впрочем, как и их соседи, чукчи и каряки. Это «опасное» соседство и стало основной причиной исчезновения керекского этноса – сказались постоянные войны за обладания пастбищами и ассимиляция чукчами в XX в.
Список малочисленных народов, к большому сожалению, на этом не заканчивается. Одних осталось чуть более двухсот человек, например ижора, энцы, ороки, других - всего несколько тысяч (селькупы, вепсы и саамы). И все же горько признавать, что время «возьмет свое» и народы с некогда богатой культурой станут всего лишь очередной страницей истории.
Анара Шагирова
1 марта 2018